Найти тему
Техника и жизнь

Англия, Италия и Япония снова в союзе-началось создание нового совместного истребителя GCAP

Tempest(Wikipedia.org)
Tempest(Wikipedia.org)

Введение

9 декабря 2022 года Англия, Италия и Япония объявили о начале создания нового истребителя для своих армий по программе Global Combat Air Programme (GCAP). Что же, в Первую Мировую Войну они уже были в союзе. Я этого вкратце уже касался тут. Но здесь я расскажу о новом истребителе, который называют принадлежащим к шестому поколению, хотя это преувеличение. К данному поколению, на данный момент, можно относить только будущие американские истребители по программам Next Generation Air Dominance (NGAD) для ВВС и F/A-XX для ВМС и МП (подробнее о них здесь). Ниже я подробнее опишу и будущее творение программы GCAP, и почему его нельзя пока относить к шестому поколению.

F-X(Wikipedia.org)
F-X(Wikipedia.org)

Описание

На момент подписания этого соглашения все его участники уже вели активные работы надо собственными проектами истребителей нового поколения. Англия и Италия совместно создавали машину по проекту Tempest, первый полет которого намечался до 2030 года. Япония создавала F-X и его первый полет намечался в 2028 году. В последнем проекте ожидалось будущее участие США. Причем, как и в случае с созданием текущего японского истребителя F-2(подробнее о нем у меня тут), оно скорее было бы данью политическим отношениям между Японией и США, нежели порождением реальных потребностей японских разработчиков. Обращает внимание, что японская программа была в большей степени готовности, чем Tempest. Как и то, что еще в декабре 2021 года было сделано совместное заявление Великобритании и Японии о совместной разработке двигателя для своих новых боевых самолетов. Что касается программы Tempest, то как и в случае создания в 80гг. будущего Eurofighter в основе был британский проект. Только тогда это был экспериментальный ЕАР (Experimental Aircraft Program) разработанный Англий с незначительным участием ФРГ и Италии. Англия привлекла партнеров, как и в 80гг., скорее по экономическим и политическим причинам. Скорей всего, она и сама может создать такой истребитель. Так же в проекте Tempest поначалу участвовала и Швеция. Давний друг и союзник «Туманного Альбиона», традиционно ставящая на свои истребители британские двигатели. Но сейчас она практически не участвует в проекте уже несколько лет. И в подписании соглашения по GCAP она не стала участвовать.

Объявленные намерения по характеристикам и возможностям будущей боевой машины весьма амбициозны. Но в них нет полной автономности от оператора в случае беспилотного варианта, как в американских истребителях, о которых я упоминал ранее, так же как в беспилотных версиях бомбардировщика B-21(подробнее о нем тут), скоростного вертолета Raider-X (подробнее о нем тут) и конвертоплана V-280 Valor (подробнее о нем тут). Это неудивительно, для создания полноценного БАСВ (беспилотного автономного средства вооружения), требуется опыт создания пилотажного-навигационных комплексов, и с такими параметрами, который смогут осилить только РФ и США. Подробнее об этом я рассказывал в статье «Боевые автономные системы вооружения(БАСВ) – дроны учатся сражаться сами» – переходите по ссылке и читайте.

Важнейшие особенности GCAP (на примере ранее заявленных особенностей для Tempest)

Самолет получит цифровой кокпит, в котором вся информация будет выводится на шлем пилота в цифровой форме. Истребитель изначально создавался под управление дронами, созданными по концепции «верный ведомый». Для этого собственно процесс пилотирования будет автоматизирован и более не относится к ведению пилота. Он будет управлять боем и давать общие указания по полету. Это уже важный шаг к освоению концепции БАСВ.

Для него создают двигатели с принципиальными инновациями, которые позволят боевой машине разгонять до скоростей в 5 Маха (в пять выше скорости звука). Это уже гиперзвуковая скорость. Такой самолет будет с трудом перехватываться ЗРК, созданными в прошлом веке или как их развитие. При этом за счет использования двигателя переменного цикла, сохраняется возможность полета на дозвуковой и сверхзвуковых скоростях. Большая мощность двигателя по сравнению с современными позволить обеспечить выработку электроэнергии в 10 раз больше, чем на современном Eurofighter. Это позволит оснастить его мощной БРЛС (бортовая радиолокационная станция) по новой концепции Multi-Function Radar Frequency System. Такая БРЛС будет получать информации в 10000 раз больше, чем текущие системы и поток данных в ней сравниться с размерами интернет-трафика за одну секунду в большом европейском городе. Также будет стоять другое новейшее БРЭО (бортовое радио - электронное оборудование). Это позволит, кроме того, что я уже описал выше, свободно обмениваться информацией с любыми другими боевыми единицами, армии, вооруженной GCAP. Это соответствует концепции сетецентрической войны, впервые фактической созданной в СССР маршалом Николаем Огарковым, о чем я вкратце упоминал тут. Также БРЭО облегчит выполнение боевых и разведывательных задач за счет наличия в ней функции глубокого обучения и, следовательно, повышение степени автономности истребителя от своих пилотов и операторов.

Планер, как и остальные элементы конструкции выполнены со строгими соблюдением требований технологии Stealth. Формально заявлено о возможностях полностью беспилотного пилотирования. Но в первые годы эксплуатации это вряд ли возможно, и скорей всего это и не планируют сразу реализовать.

Планер выполнен с дельтовидным крылом и с двумя вертикальными стабилизаторами. Отдельных килей нет. Что соответствует многим мировым тенденциями в создании самолетов по технологии малозаметности. Массово будут применяться композиты и другим материалы, позволяющие значительно уменьшить вес самолета. Предусмотрено применения оружия из семейства направленной энергии.

Будут приняты меры по повышению полетной готовности данных боевых машин, по сравнению с современными.

Ввиду подписания соглашения с Японией и изменения названия программы, стоит ожидать внедрения и японских идей. Таких как гибкое крыло и не только. Детали мы узнаем позже. Точный облик программы и ее отличия пока не известны, только предполагают, что в основе будет Tempest. Первые поставки новых боевых машин намечены в 2035году.

Макет Tempest(Wikipedia.org)
Макет Tempest(Wikipedia.org)

Заключение

Когда-то в преддверии Русско-Японской Войны Англия помогла создать Японии великолепный военно-морской флот. Теперь они снова сотрудничают в военной сфере. Но мотивы теперь другие - экономия на создании новых мощных вооружений. Они стали очень дороги во многих случаях. Посмотрим, что из этой программы выйдет.

Источники

https://bmpd.livejournal.com/4627470.html,

https://www.janes.com/defence-news/industry-headlines/latest/uk-japan-italy-launch-global-combat-air-programme,

Федор Болдырев 2022©