Найти тему
мои дороги

Оксфорд Востока

Что такое Регистан? Это главная площадь Самарканда, ну, как Красная в Москве или Дворцовая в Питере. Вернее, больше, конечно, как Дворцовая, поскольку никакое начальство тут не сидит, а вокруг только музеи. Да и раньше Дворец Тимура находился не здесь, а Регистан был местом для учебы, этаким Оксфордом Востока. Собственно, и по возрасту их можно сравнить, поскольку первое медресе здесь было построено в 1420 г. правителем государства Тимуридов и по совместительству великим учёным Улугбеком - внуком того самого Тимура. Если стоять лицом к площади, то это левое здание.

Остальные два построены позже, а во времена Улугбека на их месте были ханака – вспоминаем, что это суфийский монастырь или приют для паломников и странников – и караван-сарай – в переводе "дворец купцов", то есть гостиница для деловых людей.

А сами студенты жили в медресе, огромный внутренний двор которого был огорожен «корпусами», где в 2-ярусных кельях и жили учащиеся.

-2

Сейчас там сувенирные магазинчики, и можно зайти и представить, как это было 600 лет назад)

-3

И сейчас об этом немного поподробнее.

«Обучение в медресе осуществлялось в основном в худжрах. Постараемся дать точное определение понятия худжра. В традиционной узбекской архитектуре это самое маленькое помещение, спальное место, предназначенное для одного или нескольких человек. В медресе Мирзо Улугбека в Самарканде имеется 55 худжр. Худжры расположены в 2 этажа по круговому периметру построек медресе. Кроме того, форточки над дверьми в худжры также имели свою функцию. Если днем они обеспечивали проникновение света в комнату, то ночью они контролировали занятие студентами обучением. Если сквозь эти форточки над дверьми проливался свет, это значило, что студенты занимаются обучением. Это осуществлялось по той причине, что каждый студент вне занятий получал отдельное задание. …С первого этажа худжр можно было подняться на второй этаж посредством деревянных лестниц. Худжры, расположенные на втором этаже, выполняли функцию спален. Худжры, расположенные на первом этаже, выполняли функцию кладовых, читален, комнат для бесед. Одна худжра подразумевала размещение двух человек. Худжры первого этажа имели все условия для чтения книг, в них имелись все необходимые принадлежности для письма и другие предметы, необходимые в процессе ежедневного обучения студентов. Большое внимание уделялось гигиене. Об этом свидетельствуют ташнобы, размещенные в углу перед входом, выполняющие функцию бань или душевых кабин. Из этого видно, что в медресе имелась система канализации. Кроме того, в углу худжры имелось все необходимое для приготовления пищи и разогрева воды, а также имелись дымоходы. …Все эти условия давали возможность студентам обучаться со всеми удобствами»

Извиняюсь за длинную цитату, но ведь реально интересно, как люди учились 600 лет назад)

И, конечно, здесь же была мечеть и 4 минарета, сейчас сохранились только восточные. Про них - история особая, я расскажу в следующий раз).

-4

На фасаде медресе каллиграфические цитаты из Корана и восхваления Улугбека.

Кстати, еще о важности обучения на Востоке. В Бухаре тоже есть медресе Улугбека, про которое я еще расскажу, так вот там на фасаде каллиграфическая надпись о том, что изучение наук является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки)

Ну и не случайно я сравнила самаркандское медресе с Оксфордом, фактически это было одно из лучших учебных заведений мусульманского Востока. Здесь преподавали философию, логику, геометрию, астрономию, математику, поэзию, арабский и персидский языки, юриспруденцию, медицину и т.д.. Причем надо было освоить все предметы, так что учились здесь чуть ли не 20 лет.

«Четыре дня в неделю — суббота, воскресенье, понедельник и вторник, были днями официальных занятий. Два дня — среда и четверг — днями самообразования. Пятница (рыночный день) считалась официальным выходным днем. Учебный год начинался в 21 сентября и заканчивался 21 марта»

И немного про преподавателей, среди которых были знаменитые ученые, хотя, к сожалению, этих имен мы (имею ввиду в первую очередь себя) почти не знаем. Про самого Улугбека чуть позже – будет повод – а сейчас про его соратников.

Алауддин Абуль-Касим Али ибн Мухаммад аль-Кушчи - математик и астроном. После гибели Улугбека Али Кушчи уехал в Константинополь, организовал медресе при константинопольской мечети Айя София.

-5

Турецких ученых он познакомил с десятичными дробями. А в области астрономии рассуждал о вращении Земли вокруг своей оси, и было это за 100 лет до Коперника.

Гияс-ад-дин Джамшид ибн Масуд аль-Каши - тоже математик и астроном. Написал несколько астрономических трактатов. Например, в трактате «Услада садов» он описывает устройство, с помощью которого можно определять широты и долготы светил, их расстояние до Земли и т. д. А в математике рассчитал значение числа π до 16 десятичных знаков.

Внутри медресе имелась и своя обсерватория.

Это уникальное учебное заведение работало до 20 в.

К сожалению, внешне здания частенько разрушались, то благодаря землетрясениям, то из-за правителей, к примеру в 18 в. снесли второй этаж здания из опасения, что с высоких стен медресе повстанцы могут обстреливать резиденцию бухарского наместника.

Реставрация медресе Улугбека началась в 1920-х годах и продолжалась более семидесяти лет. К счастью, сейчас можем видеть медресе почти во всей красе.