Найти в Дзене

МОЖНО ЛИ ОТОЖДЕСТВИТЬ ВИКТОРА БУТА И ЮРИЯ ОРЛОВА ИЗ ФИЛЬМА "ОРУЖЕЙНЫЙ БАРОН"

.

.

.

Одна, все –таки, радостная весть, осветившая декабрьские сумерки накануне Рождества , это новость , что американскую баскетболистку Бриттни Грайнер , арестованную в России, осужденную по делу о контрабанде наркотиков, все -таки, обменяли на россиянина Виктора Бута, осужденного в Америке за незаконную торговлю оружием. При этом, обоих помиловали. Хотелось бы сразу же заметить, что накануне Рождества всегда нужно стараться кого -то миловать, и отпускать, как прощал и Иисус грешников и заблудших. Однако, речь в данной статье пойдет не о Рождестве, а о Викторе Буте, а точнее говоря о фильме Оружейный Барон, в котором прототипом главного героя выступил именно Виктор Бут. Начал бы я с того, что может быть , мало кто для себя открыл, что Виктор Бут, недавно вернувшийся из американской тюрьмы в Россию воистину интересный мужчина, с потрясающей судьбой, и биографией, не смотря на то, что с виду бы я лично никогда не подумал о том, бегло на него взглянув . С виду , самый обычный интеллигентный пенсионер сейчас. А моложе выглядел иначе, может быть, таким, как описала его в старых своих стихах Юна Мориц, к которым я вернусь несколько ниже . Практически, этот человек вооружал все антиамериканские режимы , (включая и талибов) потому и называли его оружейным бароном, которого сыграл Николас Кейдж в одноименном фильме, после которого , (как и по мотивам которого) Виктора Бута осудили и посадили . Радостно, что его все таки удалось освободить и вернуть пусть, даже и не сразу , а лишь через много лет.

По случаю освобождения и возвращения в Россию Виктора Бута посмотрел фильм Оружейный барон, с Николасом Кейджем в главной роли, хотя самое первое на что я обратил внимание, что если название фильма перевести с английского точнее , (Lord of War), звучало бы правильнее «начальник войны», именно так называет главного героя Юрия Орлова африканский диктатор Андре Батиста, и когда Юрий возражает ему, что правильнее говорить « военноначальник» , Батиста отвечает что по его африканским обычаям правильнее говорить не военноначальник, а начальник войны. Ментальность африканских языков иная. Военноначальник звучит расплывчато, обладая слишком широким спектром смыслов, включая и смыслы бюрократические. А начальник войны звучит себе вполне определенно. Говоря же конкретно о фильме - это очередная блестящая американская картина истории и диалектики успеха , в этом смысле мало отличающаяся от картины «Кокаин» с Джонни Деппом, или от эпопеи «народ против Ларри Флинта», вышедшей на экраны в середине-конце девяностых .

Это чисто американская картина в голливудских традициях настоящего и прошлого.

Тем не менее, глупо в картине отождествлять главного героя Юрия , приехавшего в США из СССР в 70х еще ребенком , с Виктором Бутом, прежде всего потому, что если Виктор Бут поставлял оружие и талибам , и африканцам - по чисто идейно- политическим соображением, борясь с гегемонией Америки, то Юрий Орлов на протяжении картины просто зарабатывает таким образом деньги, не смотря на то, что и прототипом , и вдохновителем авторов картины - действительно выступил недавно освобожденный из американской тюрьмы Виктор Бут. Если не образом, то некоторыми чертами Юрий Орлов действительно слеплен из Виктора Бута. Впрочем, как признается герой картины, подлинное свое имя он скрывает, как многое изменено и в самой картине, касаясь частностей, что художественно оправдано.

Искусство не копирует жизнь, а ее осмысляет. отражая события в некоем зеркале сознания .

Тем не менее, эта относительно старая картина пятнадцатилетней давности мне понравилась, фильм довольно глубокий, а кроме этого, реалистичный касаемо типов людей, (особенно страшноватый сын Батисты получился очень даже достоверным ) , в то же время, обаятельный и милый. Хотя, все равно возникает вопрос, а что именно Юрия побудило торговать оружием, а скажем не заняться борделями , наркобизнесом, покупкой и продажей домов, или самолетов?

Впрочем, все по порядку.

Фильм построен в жанре ироничной исповеди главного героя, который не останавливается в сделке даже в тот миг, когда более душевно чистый и открытый его брат, которого он вовлек в свой преступный замысел , понимает в одной сделке, совершающееся напротив мирного лагеря беженцев , что стоит продать оружие террористам, весь этот лагерь захлебнется в крови. Пытаясь остановить Юрия, и сорвать сделку его брат Виталий погибает, после чего, любимая жена Юрия уходит, а родители принявшие иудаизм, отрекаются от своего сына...

Тем не менее уже арестованного Юрия в Америке освобождают.

Освобождают потому, что главный «начальник войны» не он, а американский президент, который нуждается в таких посредниках как Юрий. По крайней мере именно так говорится в фильме. А если сказать точнее, на этих словах фильм заканчивается, оставляя зрителя в задумчивости. Самое главное в фильме разумеется , это, этическая подоплека , этические вопросы.

Можно ли главного героя картины оправдать?

Интересно в фильме уже то, что Юрий Орлов действует формально не нарушая уголовного кодекса США, таким образом , его преследователям трудно до Юрия "докопаться". В этом смысле, Юрий типичный нигилист, и аморалист, если принять и понять логику, согласно которой абсолютно аморален совсем не тот кто нарушает закон, а тот, кто его в каждой букве соблюдает, при этом нарушая закон и человеческий и божественный. Каждый конченный аморалист соблюдает некий абстрактный закон, оторванный от жизни, и ее ценности в ком- то, как соблюдал его маркиз Де Сад, или слуги Гитлера например. Что такое абстрактный закон? Это закон формальный, как и формальный закон есть только закон абстрактный.

В этом и состоит этическая уязвимость любого юридического закона.

Абстрактный закон , это когда люди погибают или голодают, но все это происходит так далеко от нас, за тысячи километров, что нас не касаются последствия совершаемого. Летчик бомбящий Хиросиму не видел своих жертв, он просто исполнял приказ в борьбе со злом милитаристской Японии. Нравственность тем и отличается от морали, что нравственность, как категория жертвенная , не столько соблюдает закон, сколько часто его нарушает, или даже бросает вызов закону, когда речь заходит о конкретном, и о чем то живом. О живом человеке, или людях.

Ни одна нравственность не бывает абстрактной.

Потому нравственность, в отличие от морали, чаще всего трагична. Брат Юрия Виталий нравственен, потому участь его трагична, он погибает пытаясь мирных людей спасти. В Евангелии Любовь выше морали, а благодать выше закона. Вспомнились даже почему- то слова бизнесмена Евгения Чичваркина, в одном интервью, что бизнес всегда нравственен. Так ли это? С точки зрения христианского протестантизма, и его начальных посылов, наверное да. Но насколько эти посылы соблюдаются, как и всегда ли оправдывает цель средства, другая, и более сложная тема.

Тема, как минимум, затрагивающая , и Канта и Маркса, и современную экономику .

В целом, же если конечно не отождествлять главного героя Юрия Орлова с реально живущим Виктором Бутом, фильм яркий, картина производит сильное впечатление - от начальных кадров до не менее сильной и лаконичной концовки. По сути фильм разоблачает мировую, финансовую систему капитализма , где одна ложь прикрывает другую ложь, где даже все прописанные законы абстрактны, и оторваны от жизни, Бога, и человека. Именно потому одним людям позволено эти законы преступать, (даже формально соблюдая их) а другим нет. В фильме много ярких кадров, включая и поездку Орлова в СССР накануне и после его распада.

Даже речь Горбачева накануне ухода не забыли показать.

Запомнилось и место, в котором Баптиста прислал главному герою двух девушек легкого поведения в благодарность за оружие .В Африке свирепствует Спид. Когда Юрий спросил, что не бояться ли они заразиться Спидом о, или заразить Спидом его, девушки отвечают, зачем думать о том, от чего умрешь не скоро, когда здесь можешь скорее умереть уже завтра, или послезавтра.

Так они просто, и в тоже время по своему мудро ответили.

Но даже эта логика девушек хотя бы понятна, ибо при всей своей чувственности, она очеловечена , а не абстрактна, в отличие от логики главного героя данной картины. Тем не менее, завершая данный очерк, повторил бы главную мысль, что отождествлять Юрия Орлова и Виктора Бута, конечно нельзя, да и едва ли это в принципе , возможно.

С кем в таком случае можно отождествить Юрия Орлова?

Может быть с таким героем, как , Ильич Рамирес Санчес левым террористом эпохи семидесятых , (более известным как Карлос Шакал) исповедующем радикальные социалистические взгляды, которого к сожалению предали и посадили пожизненно.

Освободить его намного труднее, чем Виктора Бута.

... А напоследок приведу стихи Юнны Мориц , может быть они прямые, (прямолобые стихи редко бывают интересными, ибо поэзия - иносказание) но хорошие. Подумалось, читая эти стихи, что Юнна Мориц отличается от Ахматовой тем, что Ахматова по звучанию будто бы приглушенная, (или даже отдаленно приглушенная), а Юнна Мориц звонкая.

Даже звонче Беллы Ахмадулиной .

Правда, это все, что я мог бы о ней сказать, поскольку, никогда ей не увлекался, (кроме ее удивительных стихов для детей, положенных на музыку и голоса Никитиных.) А эти яркие стихи Юнны Мориц приведу, раз у речь зашла именно о Викторе Буте.

Тем более что и эти стихи по своему кинематографичны .

----------------

Х Х Х

Красивый лётчик Виктор Бут,
Его ковбойцы загребут,
Включив ковбойские подлянки
В такую дьявольскую сеть,
Где судьям тайским окосеть
Придётся личиком с изнанки.

Красивый лётчик Виктор Бут
Цепями тайскими обут
В тюрьме жестоких живоглотов.
У тайцев – тайные торги,
Ковбойцы спишут им долги,
Подарят стайку вертолётов.

Красивый лётчик Виктор Бут, –
Ковбойцам нужен атрибут
Такого русского масштаба,
Чтоб утвердить над нами власть,
Имеющую право красть
Судьбу не только у араба.

Красивый лётчик Виктор Бут,
Люблю, когда ты нагло крут,
Идя на суд в цепях!.. Ей-богу,
Твоя улыбка – свет в окне,
Где тайны, ведомые мне,
Дают защиту и подмогу.

Красивый лётчик Виктор Бут,
Ковбойцы яростно скребут, –
Тебя поставили на счётчик!..
Была б сильна твоя страна,
Послали бы ковбойцев на...
Однако денег до хрена,
Но нет страны, красивый лётчик !

Юнна МОРИЦ, (2012 г)

Виктор Бут
Виктор Бут