История, как известно, развивается циклично, точнее - спирально. А если посмотреть на неё под определённым ракурсом, получится волна подъёмов и спадов, от крайне правого до крайне левого толка, от махрового пуританства до полнейшей распущенности, от свободы до демократии.
Вот сейчас, например, то и дело появляются сообщения о новых и новых инициативах в области киноиндустрии. Мол, если вы хотите добиться успеха в прокате, теперь мало просто снять хороший фильм, надо ещё, чтобы в нём присутствовали люди всех цветов кожи, всех сексуальных ориентаций, всех религиозных конфессий, а ещё было бы очень хорошо, чтобы среди героев были не только здоровые, но и ущербные как физически, так и умственно. Чтоб было, как в жизни - той, к которой всем нам, якобы, нужно стремиться!
Если отмотать на пару десятилетий назад, ничего подобного не было. А если копнуть ещё глубже...
В 1930 году американская Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приняла этический кодекс, который на долгие годы стал неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США.
Его разработал и предложил глава Ассоциации политик-республиканец Уильям Харрисон Хейс, поэтому документ так и назвали - КОДЕКС ХЕЙСА (или Кодекс Американской ассоциации кинокомпаний).
Он налагал категорические запреты на следующие элементы, которых в хорошем кино быть вообще не должно:
- Использование обсценной лексики и экспрессивных выражений, включая и такие слова, как «God», «Lord», «Jesus», «Christ» (если только они не произносятся благоговейно в связи с надлежащими религиозными церемониями), «hell», «damn», «Gawd». При этом их можно было показывать написанными (кроме откровенно нецензурной брани).
- Изображение любой соблазнительной наготы, причём не допускался показ не только обнажённых актёров/актрис, но и их силуэтов или теней. Также не допускалось, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации, только в порицательной.
- Изображение незаконного оборота наркотиков.
- Любые намеки на сексуальные извращения.
- Показ белого рабства.
- Изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения.
- Показ любых проявлений сексуальной гигиены и упоминания о венерических заболеваниях.
- Любые сцены родов - фактические или даже в виде силуэтов.
- Демонстрация половых органов детей.
- Высмеивание духовенства. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
- Умышленные оскорбления любой нации и любого вероисповедания (этот запрет не распространялся на оскорбления в адрес атеистов).
Отдельно перечислялось то, что делать, в принципе, можно, но если есть такая возможность, что лучше всё-таким воздержаться, ибо мало ли как это воспримут зрители:
- Какие-либо сомнительные действия с флагом государства.
- Изображение международных отношений (рекомендовалось избегать изображать в неблагоприятном свете религию, историю, институты или видных граждан других стран).
- Сцены поджогов.
- Сцены применения огнестрельного оружия.
- Сцены пыток.
- Детализированные сцены краж, грабежей, взлома или взрыва поездов, шахт, зданий и тому подобных действий (имея в виду, что кто-то может попробовать воспроизвести показанное).
- Любые проявления жестокости.
- Сцены, демонстрирующие технику совершения убийств любым способом.
- Сцены, демонстрирующие методы контрабанды.
- Сцены повешения или применения электричества в качестве судебного наказания за преступление.
- Сцены, вызывающие сочувствие к преступникам.
- Сцены порицания публичных персон и учреждений.
- Мятежи и восстания.
- Очевидную жестокость по отношению к детям и к животным.
- Сцены клеймения людей или животных.
- Сцены продажи женщин или сцены, где женщины продают секс.
- Сцены, содержащие изображение изнасилования или попытки изнасилования.
- Сцены, содержащие изображение первой брачной ночи.
- Мужчину и женщину, лежащих в одной постели.
- Сцены преднамеренного обольщения женщин.
- Что-либо, раскрывающее устройство института брака.
- Хирургические операции.
- Использование наркотиков.
- Названия или сцены, имеющие отношение к силовым или правоохранительным органам.
- Продолжительные или сексуально-привлекательные поцелуи, особенно когда один из персонажей в фильме является антагонистом или хотя бы просто «трудным» персонажем.
Источник - https://wiki5.ru/wiki/Will_H._Hays
В общем, КОДЕКС ХЕЙСА в лучших традициях коммунистического воспитания предписывал представителям киноиндустрии ни в коем случае не снижать моральные стандарты, предлагать зрителям правильные образцы для подражания, стараться избегать каких-либо насмешек в отношении закона и не показывать «сочувствие к какому-либо нарушению закона».
Кроме того, в задачи Ассоциации в целом и каждого его члена входило продвижение ценностей традиционного (то есть доиндустриального, европейского, христианского) общества. Что подразумевало и всё остальное, из этого вытекающее - запрет на показ сексуальных отношений вне брака, запрет на выставление представителей закона безмозглыми дураками, а бандитов - добрыми и справедливыми робингудами. Конечно же, священники на экране тоже должны были выглядеть исключительно с положительной стороны.
И так далее.
В последующие годы КОДЕКС ХЕЙСА подвергался некоторым доработкам, кое-что из него убрали, что-то вставили, но общий вектор оставался неизменным. Причём производители кино были вынуждены принять правила игры во избежании миллионных убытков из-за запрета фильмов для проката. Они лишь попросили, чтобы государство не вмешивалось в их дела, мол, сами разберёмся. Но на протяжении более тридцати лет практически все кинофильмы, созданные в Соединенных Штатах, были вынуждены соблюдать этот кодекс.
Массовое распространение телевидения в конце 50-х нанесло по нему серьёзный удар. Оказалось, что этические нормы, применимые для фильмов, которые показывают в кинотеатрах, можно обойти или игнорировать, зная, что твой зритель сидит дома у телеэкрана.
Кроме того, стало появляться всё больше и больше иностранных фильмов, которые не попадали под КОДЕКС ХЕЙСА, ибо были созданы "на стороне". И внезапно оказалось, что народ с огромным удовольствием смотрит на всё, что есть там и отсутствует в американских картинах - секс, наркотики, насилие, беззаконие, грязный юмор, межрасовые браки, гомосексуальные отношения и пр.
В итоге к концу 1960-х от кодекса пришлось отказаться. Наступала эпоха сексуальной революции...
Уильям Харрисон Хейс-старший (5 ноября 1879 - 7 марта 1954) - американский политик, председатель Республиканского национального комитета, генеральный почтмейстер, первый председатель Американских продюсеров и дистрибьюторов кино.
Родился в городе Салливан, штат Индиана, учился в Колледже Уобаш в Крофордсвилле. По время президентской кампании Уоррена Г. Хардинга на выборах 1920 года показал себя как толковый менеджер, за что был возвышен впоследствии до генерального почтмейстера.
Правда, работая в администрации Хардинга вляпался в коррупционный скандал, связанный с отчислениями при продаже нефти, но вышел из него без особых потерь.
Кстати, когда в 1922 году он стал председателем Совета кинопродюсеров и дистрибьюторов Америки, его годовая зарплата составляла 35 360 долларов (что эквивалентно 540 000 долларов в 2019 году).
За эти деньги он решил улучшить имидж киноиндустрии после скандала, связанного с предполагаемым изнасилованием и убийством модели и актриса Вирджиния Рапп, в которой обвинялась кинозвезда Роско Арбакл. Кроме того, в народе понималась волна возмущения и призывов религиозных групп к федеральной цензуре фильмов. Так что Хейс свой кодекс создавал не с чистого листа и не по собственному капризу, а с учётом требования масс.
Тем не менее, можно твёрдо сказать, что многим людям он испортил и жизнь, и карьеру, практикуя создание "чёрных списков" актёров, чья личная жизнь, по его мнению, сделала их непригодными для съемок в фильмах.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!