Сюжет. Гигантская интернет-компания Demonlover, которая специализируется на аниме продукции в жанре хентай, собирается заключить мультимиллионную сделку с другой транснациональной корпорацией. Цель сделки – перейти на новые 3D-технологии и взять под контроль большую часть рынка. Главная героиня - агент одной из конкурирующих фирм по имени Диана, в исполнении Конни Нильсен, которая должна любой ценой сорвать эту сделку. Ей удаётся узнать про запрещенный контент со снаффом, размещённый на одном из сайтов, принадлежащих Demonlover.
Это первый более-менее мейнстримный жанровый проект любимца фестивальной публики француза Оливье Ассайаса, сценарий к которому он по традиции сам же и написал, взяв за основу идеи французского философа и революционера Ги Дебора и его самого известного трактата "Общество зрелища" (La Société du spectacle, 1967).
Как признавался в одном из интервью сам Ассайас, он заметил, что его предыдущие работы вызывают отклик в основном у более возрастных зрителей, а молодое поколение практически ими не интересуется. И он захотел попытаться снять такой фильм, который бы смог и её заинтересовать, для чего он решил использовать визуальный стиль и манеру повествования больше присущую массовому кино, а также включив в него элементы культуры, которые не принято освещать в мейнстримном кинематографе. Здесь затронуты темы порнографии, в частности её анимационной японской разновидности - хентай, и насилия в интернете, который обезличивает конечного потребителя и снимает с него всякую ответственность за свои действия.
Главные роли, как и в большинстве картин Ассайаса исполнили женщины. На главную роль Дианы он пригласил ставшую весьма известной после фильма "Гладиатор" (Gladiator, 2000) датскую актрису Конни Нильсен. Нильсен так объяснила свой выбор: "Я почувствовала симпатию к Диане, как только закончила читать сценарий. Она отстранена и очень одинока. Я думаю, что она отражает общее одиночество, которое люди чувствуют в беспощадной окружающей нас среде."
Американка Хлоя Севиньи согласилась на вторую по значимости роль в этом фильме, поскольку очень хотела поработать с режиссёром фильма "Ирма Веп" (Irma Vep, 1996), фанаткой которого она была: "Я просто хотела поработать с режиссёром, которым я восхищалась, и чьи работы были очень интригующими. Я встретилась с ним в Париже, прочитала сценарий и подписала контракт." Для этой роли Хлое пришлось выучить французский язык и освоить его произношение.
Также одну из второстепенных ролей исполнила известная голливудская актриса Джина Гершон. Ассайас заявил, что изначально он не планировал приглашать в свой фильм американских или англоговорящих актрис. "Я всегда был поклонником голливудского кино, - прокомментировал он, - включая мейнстримные фильмы, которые многие люди презирают. Персонажи там иногда простоваты, но часто в них присутствуют сильные драматические элементы, которыми я восхищаюсь. При написании "Демона-любовника" было очень любопытно попытаться включить в него некоторые из этих аспектов американского кинематографа".
Съёмки фильма прошли с июля по сентябрь 2001 года в основном во Франции, но некоторые сцены были сняты в Японии и Мексике. Это был самый дорогой фильм Ассайаса на тот момент, его бюджет составил чуть более 7 миллионов евро.
Премьера его состоялась на Каннском кинофестивале 19 мая 2002 года, где он участвовал в конкурсной программе на Золотую пальмовую ветвь. Для зрителей фестиваля демонстрировалась укороченная на 10 минут версия фильма. Чуть позже в США на DVD была выпущена подредактированная версия с рейтингом "R", где было добавлено больше компьютерной ретуши в хентай-сценах и сокращена сцена с видеороликами на сайте Hellfire, но через полгода фильм уже был выпущен в "режиссёрской версии без цензуры" и с тех пор так и издавался. Цензурную версию сейчас уже и не найти.
Отзывы критиков об этом фильме сильно разделились. В то время как на родине Ассайаса и в других европейских странах он хоть и не вызвал восторженной реакции, но был довольно тепло принят и получил несколько наград, например, в каталонском Ситжесе за "Лучший саундтрек" и специальный приз имени Хосе Луиса Гварнера. А вот американские критике в большинстве своём довольно резко высказались по поводу фильма, назвав его "стильной, но сумбурной мешаниной без единого симпатичного персонажа".
Если смотреть фильм как триллер, то он вас однозначно разочарует. Сюжетно он состоит из двух разных частей, в первой действие разворачивается неспешно, почти медитативно, а во второй происходит резкая смена темпа и события начинают быстро сменять друг друга без каких-либо внятных объяснений. Сам Ассайас говорил, что сделал это намеренно, и добавлял, что фильм стоит воспринимать не логически, а скорее поэтически. И с этим нельзя не согласиться выглядит он конечно очень красиво, а его атмосферу прекрасно дополняет музыка группы Sonic Youth, написавшей специально для этого фильма свой саундтрек. Фильм однозначно не для развлечения, в нём заложено много интересных идей, которые можно и не заметить с первого просмотра.
В сети можно найти HD-копию сделанную с вышедшего пару лет назад в Англии Blu-Ray с единственным доступным вариантом многоголосого перевода от Екатеринбург Арт, сделанным в 2004 году для нашего лицензионного DVD. В фильме исполльзуется в основном французский язык, но в некоторые моменты герои переходят на английский, так что лучше смотреть с субтитрами, чтобы рассмотерть все тонкости происходящего.