Урок «экологического мышления». Слабонервным не беспокоиться! Ни одной настоящей экологии в статье (сильно) не пострадает.
"Купила пакетик сока. К нему – экологическая трубочка из картона. Она размокла и не дала допить. Во рту привкус горечи. Мерзость".
Многие думают, что экология – это "что-то про защиту окружающей среды". Но это всё равно что думать, будто астрономия предсказывает судьбу. Нет, экология совсем не про это. Не про то, что надо «выключать свет и убирать мусор».
Кстати, выключая свет, друзья, вы ничего не сэкономите (ну, кроме своих персональных расходов на электроэнергию, конечно). Электростанция сколько вырабатывала электричества, столько и будет вырабатывать, и «сэкономленное» вами будет просто израсходовано где-нибудь в другом месте (например, уйдёт на подсветку памятника). Об этом мы писали подробнее в статьях:
1. Почему акция «Час Земли» – это, мягко говоря, глупость?
2. Что такое «световое загрязнение»
(Понятно, что никто по этим ссылкам переходить не собирается, ну и зря.)
На самом деле экология изучает отношения между сообществами живых организмов (биоценозами) и средой их обитания (биотопом).
Очень важно не путать биоценоз и, например, популяцию. Все белки или все ёжики в лесу – это не биоценоз. Биоценоз – это система, связывающая определённые виды питающих друг друга бактерий, растений и животных.
В литературе (у Веллера) описана злая шутка: когда человеку, любившему по вечерам разбирать и чистить своё личное оружие (пистолет у него был), подбросили на стол лишнюю детальку. (Он пистолет разобрал, а его специально отвлекли – и подбросили.) Так он потом чуть с ума не сошёл, пытаясь найти ей место!
Скорее всего, этот «исторический анекдот» – выдумка. Человек, разбирающий один и тот же пистолет каждый вечер, сразу бы опознал лишнюю детальку. Но этот пример помогает нам понять, что такое биоценоз, экосистема и экология. Здесь «всё со всем связано».
Функции каждого вида живых организмов внутри системы строго распределены. Скажем, определённый жучок ест только хвою сосны определённого вида, а определённый вид птиц питается только этими жучками, а необходимые им всем сосны растут только в определённой почве, удобряемой помётом этих определённых птиц. Такие виды, нуждающиеся в постоянстве окружения, называются ценофилами.
А теперь – внимание! Начинаем мыслить «экологически»...
Человеческое общество подобно биоценозу. Люди тоже любят «строить цепочки», в которых «всё со всем связано» – например, коррупционные. Или так: преступник даёт работу адвокату, адвокат пользуется кредитом в банке, банкир создаёт условия социального неравенства и обеспечивает работой преступника...
Однако в природе существуют и ценофобы – такие виды, которые могут существовать лишь поодиночке, в зазорах между ценозами. Например, подорожник растёт только на опушке леса или на обочине дороги – а в лесной чаще или посреди луга его не встретишь.
К ценофобам относятся многие растения, которые мы привыкли называть сорняками. Сорняки разрастаются там, где нарушена система ценоза. Например, перепахан луг. Или (подключаем «экологическое мышление») произошла революция.
Шариковы и Швондеры, заполонившие пространство бывшей Российской империи после революции 1917 года, цвели раньше где-то на её обочинах. Но система ценоза была нарушена, и они стали комиссарами, проникнув в банки и министерства. И постепенно образовали свою систему – новый социальный ценоз.
В живой природе ценофобы играют важную роль – они являются эволюционным фактором. Дело в том, что в системе ценоза (среди ценофилов) преобладают механизмы регуляции и ограничения. («Как в государстве!» – подсказывает экологическое мышление). А вне системы, на обочине ценоза?
А там господствуют механизмы изменения и приспособления. А изменение и приспособление – мотор эволюции. («То есть развития и прогресса; целую крепко, ваше экологическое мышление».)
Ценофобами были во времена динозавров млекопитающие, а также цветковые растения, пришедшие на смену голосеменным. Эволюция первого человека, возникшего на границе леса и степи (то есть между биогеоценозами) тоже была историей приспособления ценофоба.
Да-да! Человек – существо социальное, но при этом он жуткий ценофоб! Ему, грубо говоря, наплевать на окружение. Он к нему не приспосабливается (не отращивает погуще шерсть, как животные), он, наоборот, окружение приспосабливает под себя (сдирает с животных шкурки и шьёт из них себе штаны и шапку).
(Под вчерашней статьёй о том, что у животных тоже существует культура было много возмущённых комментариев: дескать, это что же получается: если животные у вас ничем не отличаются от людей, то их уже и есть нельзя? Как видите, отличаются! Кушайте на здоровье!)
И таким способом (приспосабливая окружающую среду) человек вылез из пещер, понастроил домов и дорог, создал сложные социальные структуры и даже осторожненько высунул нос в космос. Но...
Вы не замечали, дорогие друзья (мы сейчас, конечно, обращаемся ко взрослым, это вообще не детская статья, потому и заголовок кликбейтный – ведь взрослые ленивы и нелюбопытны, и не спорьте, мы сами взрослые), – так вот, не замечали ли вы, что в последнее время мы начинаем больше приспосабливаться, чем приспосабливать?
Надо жизнь сначала переделать,
Переделав, можно воспевать!
(Кто и где это пел? Лайк за комментарий!)
Мы приспосабливаемся к требованиям начальства, к мнению общества, к условиям рынка и так далее и тому подобное. Общество потребления (где очень дрожат благополучием, даже если оно невелико) – это общество приспособленцев. А в результате мы инволюционируем, братцы. Спокойно, не торопясь, но уверенно чапаем обратно – в направлении пещер.
«Ма-ам! Полиция! Кто-нибудь!.. Тут «Лучик» опять к революции призывает!» – уже догадались некоторые наши бдительные читатели, считающие себя очень догадливыми.
Эх... Инструмент эволюции – революция? М-м? Перечитайте эту фразу, вам самим не смешно?
Вспоминаем, кто у нас тут в статье субъект эволюции?
Ценофобы.
А они не от революций берутся (от них они только непропорционально разрастаются). Они берутся от «нехоженых троп».
Уползти на обочину, провалиться в щель – значит потерять в настоящем, но оставить за собой будущее. Всё очень просто. Кто страдает сильнее всех, если происходит революция? Банкиры и адвокаты. А кто меньше? Те, кому «нечего терять» (помните такой лозунг?). Ценофобы – сорняки и помоечники – иллюстрируют афоризм «последние станут первыми».
(«Уж лучше б к революции призывал...»)
Нет, мы, конечно, не призываем сокращать потребление, как можно. Это пусть где-нибудь там, в «замерзающей Европе», а не у нас. Мы всего лишь призываем (внимание, это мораль статьи – для тех, кому обязательно необходима мораль) выписывать детям (внукам, племянникам и племянницам) немодный устаревший бумажный журнал «Лучик» и дарить на Новый год вместо модных штучек.
Именно этот путь преодоления культурного и цивилизационного кризиса подсказывает нам (а мы вам) экологическое мышление!..
До закрытия годовой подписки на сайте Почты России осталась неделя. На нашей странице "Вконтакте" по ссылке можно заказать подарочный сертификат. Просто полистать (покупать там дорого) можно здесь.