Найти тему

Этноцифра: фольклорное наследие Урала в Уральской электронной библиотеке

Разбойничьи и тюремные песни Урала

С XIV в. после татаро-монгольского нашествия в России стали усиливаться разбои. На юго-востоке страны разбойничество почти слилось с казачеством. Московское правительство вынуждено было посылать против разбойников военные отряды, но иногда бандитам удавалось одержать победу над силой и мощью царского войска.

В период с XVI по XVIII в. разбойничество в России достигло максимального развития. Глубокие переживания вдохновили жителей Урала и всего русского государства на создание разбойничьих песен.

-2

Самыми популярными фольклорными произведениями XVI в. были песни о казачьем атамане и покорителе Сибири Ермаке. Казаками, по народному понятию, считались не только те, кто шел на Дон или Запорожскую Сечь и состоял в военном братстве. Каждый вольнолюбивый человек, который не хотел подчиняться власти и находился в бегах, считался в народе казаком. Так собирались разбойничьи шайки, предводителями которых были атаманы.

-3

В XVI столетии, помимо песен о Ермаке, были созданы и другие разбойничьи песни, отчасти сохранившиеся и уцелевшие до настоящего времени: песни о взятии правительственными войсками Астрахани, песня об убийстве на Дону московского посла Карамышева и многие другие.

В XVII в. появился другой обширный по содержанию цикл песен, главной фигурой которых выступал Степан Разин. Стенька Разин, как его обычно называли в народе, был донским атаманом, предводителем крупнейшего казацко-крестьянского восстания. В песнях рассказывается о походах, взятии городов, поражениях и неудачах.

-4

Как правило, в песнях разбойники никогда не представали в образе отрицательных героев. Народ видел в них свободолюбивых удальцов, способных совершать великодушные поступки, а также противников бояр и врагов крепостного права.

Из песен видно, кого преимущественно грабили, как жили разбойники, каков был внутренний распорядок в шайках и каковы были обычаи при грабежах. Разбойничьи песни как фольклорный жанр, несомненно, оставили яркий след в истории и оказали влияние на развитие русской литературы.

-5

Арестованных разбойников правительство русского государства решило отправлять в тюрьмы Сибири. С 1653 г. ссылка в Сибирь заменила смертную казнь.

Заключенные отражали переживания в песнях о тоске по родным и близким, а также о повседневной тюремной жизни, которая была тяжелой и безрадостной. На формирование тюремного фольклора повлияли и разбойничьи песни, которые были занесены в Сибирь не только заключенными, но и солдатами конвойной стражи.

-6

Состав заключенных в сибирских тюрьмах был достаточно разнообразным. С XVIII по начало XX в. наказание отбывали не только разбойники, но и политические преступники, основатели крестьянских восстаний, сектанты и старообрядцы. Такая пестрота социального состава стала причиной невероятного разнообразия песенного репертуара. Но, при всем многообразии тюремных песен, они имеют общие сюжеты и мотивы, манеру исполнения и настроение. Их сходство объясняется тем, что все они написаны в одинаковых социально-бытовых условиях.

-7

Тюремные песни считаются особым феноменом в русском фольклоре, так как их создателями являются люди из особой прослойки общества. Часто тюремные песни воспринимались несерьезно, а иногда и как опасное явление. Но все же они являются неотъемлемой частью традиционной русской культуры.

Песни, которые были упомянуты в этой статье, а также другие произведения уральского фольклора вы можете найти в Уральской электронной библиотеке. Переходите в коллекцию «Фольклор Урала».

Внимание! Для доступа к Уральской электронной библиотеке вам необходимо авторизоваться на сайте ЧОУНБ (кнопка «Войти»).