Подумать только – за крошечный промежуток времени с конца XIX века до Первой мировой (именно столько лет было отпущено на развитие Северного модерна) этот город успели буквально напичкать шедеврами. С самого своего основания Выборг вынужден был делать выбор между русским и шведским господством. Тем сложнее казалось нащупать свой путь и свой стиль. Но его модерн действительно иной, не такой, как в Стокгольме и не такой, как в Петербурге.
ОБ ОСОБОМ ПУТИ СЕВЕРНОГО МОДЕРНА. РАССУЖДЕНИЯ ДИЛЕТАНТОВ
Югендстиль, Ар-нуво, Сецессион - все это различные названия захлестнувшего Европу стиля. На рубеже XIX-XX веков в мире искусства произошел переход от эклектики к модерну, - так толкуют искусствоведы процесс более чем столетней давности. И в разных странах этот процесс происходил по-разному. Появились новые технологии – металлические балки, которые стало возможно использовать для огромных окон, вдруг стали модными огромные светлые пространства, бетон… Архитекторы стали обращаться к своему национальному прошлому. А в каждой стране своё прошлое, своя политическая ситуация, свой климат, своя природа. Говоря о Выборге, к каждой составляющей добавьте прилагательное «особенная» или «уникальная» - не ошибетесь!
Особая политическая ситуация сложилась во втором по значимости городе Финляндии. С самого своего основания Выборг вынужден был делать выбор между русским и шведским господством. В 1809 году страна вошла в состав России на правах Великого княжества. Александр I стал поощрять в сознании финнов, что они не шведы, что они иные… Но Финляндия на протяжении нескольких столетий - часть Швеции, государственным языком был шведский, на шведском языке учились, велось делопроизводство. Представьте: вдруг открываются финские школы и финские национальные театры. Несколько десятилетий благоденствия и … исторические качели склонились в конце XIX века к почти насильственной русификации. Финнам, как, впрочем, и прибалтам или полякам, снова запретили учиться и преподавать на родном языке. Запрет национального самосознания порождает ещё больший взлёт того самого самосознания. Шведское владычество уже забылось, зато своими историческими стали восприниматься шведские замки и шведские кирхи. С оглядкой на их архитектурные формы тут появляется финский национальный романтизм. Да, да, именно так финны называют свой стиль (они не говорят модерн, в лучшем случае – Северный модерн), словно подчеркивая лишний раз, что это свой собственный стиль ни на что не похожий. Их модерн действительно иной, не такой, как в Стокгольме и не такой, как в Петербурге.
Подумать только – за крошечный промежуток времени с конца XIX века до Первой мировой (именно столько лет было отпущено на развитие Северного модерна) этот город успели буквально напичкать шедеврами. Вот только Вуди Аллен еще не успел снять о нём фильм аналогичный «Полночи в Париже».
ВСЕГДА ЗАНИМАЛА ЭТА ИСТОРИЯ С ВОКЗАЛОМ В ВЫБОРГЕ
На фото выше - то, что осталось от старого здания, построенного по проекту финских архитекторов Элиеля Сааринена и Хермана Гезеллиуса. Багажное отделение.
Построенный в 1913-м из красного гранита вокзал нес в себе черты Югендстиля и считался архитектурным произведение мирового уровня, для своего времени - самым значительным сооружением в Выборге. В 1941 году отступающие советские войска взорвали вокзал. Каким он был изначально мы можем судить по небольшому сохранившемуся участку – багажному отделению.
Ничего не напоминает?
Конечно! Вокзал в Хельсинки (фото 2013-го):
Прослеживались черты - это еще мягко сказано, преемственность налицо. Например, по аналогии с вокзалом в финской столице, где центральный вход в здание станции с двух сторон украшают две человеческие фигуры, с обеих сторон у центрального входа на выборгский вокзал архитекторами были установлены по две скульптуры ...медведей.
В 1953 году в Выборге было построено новое здание вокзала по проекту А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и А. Н. Беркова в классицистическом сталинском стиле. Огромное окно-портал, видимо, пытается сохранить преемственность от разрушенного шедевра.
Чуть сбоку и перед зданием виден главный символ Выборга - W. С получением прав города в 1403 году, Выборг получил и первую городскую печать. На ней изображалась литера W под тремя коронами (гласный герб). «В» такой же символ года как замок, башня Олафа или ратуша. Кроме того, «символ» в конце 2006 года был установлен на площади перед железнодорожным вокзалом.
Вокзал в Выборге, начало ХХ века, архивные фото здесь и далее из открытых источников (кликабельны):
Прямо напротив вокзала - Дом мебельного фабриканта Матти Пиетинена. Сам по себе дом нам тоже интересен. Но в первую очередь обращаем внимание на сквер перед ним. И на скульптуру в сквере. Да, да, вы правильно подумали! Тот самый мишка. Уцелел.
Между тем, железнодорожный вокзал Выборга за время своего существования пережил три (!) рождения. Он последовательно представал перед зрителем в деревянном, гранитном и советском образе. Два последних мы вам уже показали. А начиналась эта история еще в середине в XVIII века, в 1863 году выборгские купцы (наверное, с учетом местного колорита их правильнее называть предприниматели) предложили построить на свои деньги ветку между Петербургом и Выборгом, но этот проект остался на бумаге. Вообще же выборгская (общефинская?) традиции меценатства, постоянных добровольных отчислений в пользу города поражает! Сразу по-иному воспринимается и понимается особенное хозяйское отношение к общественным пространствам, скверам, городской скульптуре...
Дело с железной дорогой сдвинулось с мертвой точки только в 1868-м благодаря стараниям и энтузиазму генерал-губернатора Финляндии графа Адгерберга. По его инициативе сейм Великого княжества решил выделить средства «для сухопутного транспортного хода» в самые отдаленные уголки России и в Западную Европу через Петербург. Источниками финансирования были названы «пошлины за винокурение и продажу питий», а также внутренний финский займ на сумму в 6 миллионов финских марок (по курсу финская марка равнялась тогда одной четверти рубля, или около того). Александр II выразил высочайшее согласие с доводами о значении дороги для экономики страны и края, добавив, что к тому же очень нужна помощь народонаселению, пострадавшему от неурожаев, поскольку новая стройка дает возможность заработка большому числу вынужденно безработных.
Финляндская железная дорога была открыта для регулярного движения между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом 30 августа 1870 года. А первый железнодорожный вокзал Выборга построили в 1869 году. Это было деревянное строение:
Уже к началу XX века было решено построить новый железнодорожный вокзал, на сей раз в камне. Был объявлен конкурс на разработку проекта здания, итоги которого подвели в 1904 году. Всего было представлено шесть проектов. Некоторые фото мы можем вам показать, они тоже легко гуглятся, и фамилии архитекторов, которые их представляли. Как известно, победил самый первый проект Сааринена, и в 1906 году маститый, известный архитектор Херман Гезелиус приступил к разработке строительных чертежей, в ходе чего первоначальный проект претерпел некоторые изменения под влиянием его гения и соавторства. Строительство началось в 1910 году, а в 1913 новый железнодорожный вокзал Выборга был открыт.
Фото проектов для самых любознательных (все кликабельны):
Обсуждая тему выборгского вокзала в соцсетях, то и дело сталкиваемся с высказываниями, мол, хорошо бы было восстановить, а не ставить типовую советскую коробку. Это вряд ли! Делать стилизованный новодел? А смысл? Есть вполне пригодный, функциональный и уже тоже становящийся историей сталинский классицизм. Бесспорно, что типовой и шаблонный классический вариант с эстетической точки зрения сильно проигрывает финским гениям, но восстанавливать здание вокзала из ничего, по сохранившимся чертежам, на наш взгляд, тупиковая идея.
...Эта история. Увы, она ушла. Больно и горько, но так. Если бы сохранилась хоть часть здания, хоть в руинах, мы бы писали сейчас по-другому.
Мы можем лишь хранить память, но пытаться воссоздать старое в новых условиях - ещё большая ошибка, Карикатура. О том, что восстанавливать вокзал было не из чего (буквально!), свидетельствуют эти хроники:
Фотографии из архива ВС Финляндии публикуются исключительно в целях демонстрации исторических процессов.
Оставайтесь с нами! С нами интересно!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас