Не знаю, как у вас, там, где вы живете, обстоит дело с этим видом рекламы, а у нас она превратилась в отдельный вид искусства.
«Петербург – это Эрмитаж», - скажет турист, успевший до поездки полистать иллюстрированные альбомы с репродукциями мировых шедевров живописи. «Ленинград – это «Аврора», - скажет правнук московского пролетария. От отца к сыну передается в его семье предание о том, что именно на плечах их предка и товарища Ленина держалось во время субботника московское бревно. В семье знают, что остальные всего лишь за него держались. «И еще Ленинград - это Смольный. Но не нынешний, а тогдашний», - быстро добавит он, воспользовавшись тем, что из-за краткости выданной формулы его не успеют остановить. «Петербург – культурная столица», - скажет пожилой иногородний. На него зашикают.
Культура – это что? Это нечто приятное глазу или уху. Чтобы, скажем, глазу было приятнее, культура должна быть разнообразной, а то и немного неожиданной, провокативной. Так вот реклама, с которой я сегодня начинал свой заход, и есть та самая культура. Тертый в культуре калач скособочит насобачившийся в говорении артикуляционный аппарат: «Всего лишь наив. Всего лишь!». А я его, травленого зверя, проевшего в культпоходах зубы, резонно спрошу: «А наив не культура?!».
Ладно, тянуть не буду. Вы, вижу, и без меня уже поняли, о какой рекламе идет речь. Но даже вы, все понявшие, не знаете, что не все наше Заксобрание равнодушно к культуре. Есть группа депутатов, которые, наоборот, ее ненавидят. Они, видите ли, «предпринимают попытку бороться с рекламой секс-услуг, которой обклеивают остановки, уличные тумбы и другие конструкции». Так об этом сообщила «Фонтанка».
Наш городской парламент на заседании 14 декабря одобрил два проекта федеральной инициативы во втором чтении. Оба проекта (один предлагает скорректировать федеральный закон о рекламе, второй — об административных правонарушениях) направлены на то, чтобы прямо прописать в законодательстве запрет на рекламу интим-услуг. По словам авторов, в законе о рекламе нет прямого запрета на рекламу интимных услуг. Вот они и предлагают исправить этот пробел, а заодно увеличить штрафы за такую рекламу.
Авторы справедливо отмечают разнообразие форм и творческие находки профессионалов данной сферы искусства. "Зачастую указанные объявления носят скрытый характер предложения сексуальной услуги: на разноцветных листовках с такими скрытыми предложениями указаны женские имена и номера телефонов, призывы к «отдыху», — говорится в тексте пояснительной записки.
С досадой должен отметить схематичность восприятия и местнический подход инициативных парламентариев. Вот они всё о листовках, об оклеивании… А в моем районе с весны до осени объявления больше всего штампуются белой краской по трафарету на асфальте тротуаров. Пройдя метров пятьсот, обязательно прочитаешь объявлений пять-шесть. Что важно – композиция и содержание изображений почти не повторяются.
Но еще один важный момент. К отдыху да – правы депутаты – объявления и над головой, и под ногами тоже призывают. Но почему депутаты замалчивают трогательный факт: больше всего в этих объявлениях говорится о любви.
Устаревшую, отправленную на свалку истории любовь называли чистой, нежной, ангельской, безбрежной, вдохновляющей, безграничной, безумной, вселенской… Причем я вытащил для вас лишь по нескольку слов, начинающихся всего с нескольких букв алфавита. Ладно, ладно, а такие любви - когда они были? Сейчас время уплотнилось, и о любви пишут без ненужных и путающих дело определений. Любовь – и точка. С четкими временными пределами. За столько-то.
Наверное, депутаты погорячились. Борются, борются со злом, а зло это зажигают и зажигают, как звезды у Маяковского. Значит, оно кому-нибудь нужно. И не только потребителям зла, но например, каким-нибудь ребятам. Разным ребятам. Даже униформированным. И опять же - не обязательно только одетым в форму. Многим, получается, нужно.
Помню, как-то меня весьма впечатлило большого размера объявление, выполненное трафаретно, хорошей черной краской, на стене одного из домов. В объявлении обещали гарантированное возвращение изъятых гаишниками прав. Важно, что стена находилась ровно напротив окон МРЭО. Вот сейчас заставь вспомнить, «где эта улица, где этот дом», ни в жизнь не скажу. А сам вид того объявления поверх желтой краски дома врезался в память прочнее не бывает. Спустя время, находясь по делам поблизости, я специально сделал небольшой крюк, чтобы посмотреть, что стало с тем шедевром. Красовался как ни в чем не бывало.
В информации «Фонтанки» мою симпатию привлекла неуемность и дотошность авторов проекта. Они предложили уточнить, что такое «сексуальные услуги», и вывели такое определение: «половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, условием совершения которых является денежное или любое другое вознаграждение либо обещание вознаграждения».
Любопытно было почитать комментарии. В большинстве содержится здравая мысль о том, что это незнаюсколькитысячное начинание депутатов, направленное единственно на то, чтобы о них, радетелях, простой люд не забывал, а еще больше, чтобы о них не забывали люди непростые. Говорилось о том, что предложения плодятся, а ничего по ним не делается. Касательно конкретного данного случая, комментаторы отмечали сложность, а то и невозможность достижения в наших условиях каких-нибудь зримых результатов в борьбе с самим явлением – проституцией. Кто-то поэтому даже предлагает легализовать данный бизнес: все какой-никакой налог государству пойдет, и с гигиеной дело будет получше.
И вот среди всего этого шуршания-размышления прогремел голос одного из читателей: «Редко поддерживаю депутатов, но тут – двумя руками - ЗА. А всех "озабоченных", всех представителей БОРДЕЛЬНОГО БИЗНЕСА, которые тут заныли - не штрафовать, а сажать с конфискацией лет на 20 надо».
Я восхитился. Такой человек обязательно и всегда объявится. И всегда употребит этот глагол «ныть». О чем бы ни писалось. Такому человеку зимой не хватает черного цвета: нужное белое обеспечено выпавшим снегом, а остальная палитра только сбивает с правильного восприятия. Такой человек не способен любить весну или осень.
При этом до человека не дойдет, что если люди размышляют над проблемой, это совсем не значит, что они удовлетворены существующим статус-кво. Но они видят слабые стороны предложения, которые впоследствии обязательно вылезут наружу. А он не видит. Он недалек. И именно на него ориентируют свою «инициативу» авторы проекта.
Найдите горожанина, которому нравятся обклееные рекламными бумажками, пусть и разноцветными, водосточные трубы и стены у входных дверей. И если вернуться к художественному впечатлению от безнаказанного проституирования нашего восприятия на питерских улицах, я думаю, что сила его воздействия на нас могла бы быть ослаблена с уменьшением коррупции. Без коррупционной поддержки и подпитки могли бы заработать и давным-давно изданные постановления об уличной рекламе. Но как ее, коррупцию, у нас уменьшишь? А депутатские предложения ее и вовсе не касаются и остаются фактом простого говорения. Совсем не художественного.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2578 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")