“Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». И ещё больше искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим назвал Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше этих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его»” (Ин. 5:17-23).
Стихи 17, 18. Внимательно изучая ответ Иисуса на враждебные заявления иудеев, можно подумать, что Он намеренно совершил это чудо в субботу, чтобы спровоцировать спор с ними. Итак, был некоторый хромой, страдавший от своего недуга в течение тридцати восьми лет (5:5). Если бы Иисус хотел избежать конфликта, Он бы подождал ещё один день, пока не закончится праздник, и только затем исцелил бы его. Иисус ясно и внятно сказал этому человеку взять свою постель (5:8), что было прямым нарушением субботних традиций евреев. Зачем Ему понадобилось, чтобы этот человек понёс свою постель? Это можно объяснить лишь тем, что Иисус хотел, чтобы иудейские начальники вступили в дискуссию. После этого Иисус нашёл исцелённого хромого на территории храма и сказал ему, как Его зовут и кто Он такой, очевидно, для того, чтобы тот пошёл и рассказал обо всём иудеям (5:14, 15).
В Мк. 2:27, 28, когда Иисуса обвинили в нарушении заповеди ничего не делать в субботу, Он сказал в Свою защиту: «Суббота для человека, а не человек для субботы; поэтому Сын Человеческий — Господин и субботы». В Ин. 5:17 Иисус ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Иисус утверждал, что Его действия в субботу не противоречили Божьей заповеди о субботнем покое (Быт. 2:2, 3; Евр. 4:4). После того как Он трудился над сотворением мира, Бог отдыхал в седьмой день. Но при этом Бог продолжал хранить и управлять вселенной. Бог всегда трудится, но это не означает, что Он Сам нарушает субботу. Д. Карсон отмечает, что раввины были единодушны в том, что Бог трудится в субботу, «иначе действие провидения прерывалось бы каждую неделю». Филон, греко-говорящий иудей, доказывал, что Бог никогда не прекращает работать: «Бог никогда не перестаёт творить одно или другое; но подобно тому, как огню свойственно гореть, а снегу свойственно нести холод, так и природой Бога является постоянное творение» (Филон, Аллегорические интерпретации, І, 3 [5б]).
Заявив о том, что Бог всегда трудится, Иисус добавил, что и Он также трудился. Он мог бы возразить и доказать иудеям, что они неверно понимали и толковали смысл субботы. В конце концов, Божий запрет на труд касался только тех видов деятельности, которыми обычно регулярно занимались на протяжении всей недели. Подобные виды деятельности даже нельзя было и сравнивать с тем, что Иисус исцелил хромого. Это был акт милосердия, полностью согласующийся с принципом, что суббота была создана для человека (Мк. 2:27). Однако Божий Сын не стал возражать и что-либо доказывать, но вместо этого показал связь между Своим трудом и трудом Бога. Проблема была не столько в том, что Бог трудился в субботу, сколько в заявлении Иисуса, что Он имел право делать то же, что и Бог.
Слов Иисуса о том, что с Его стороны не было греха в том, чтобы работать в субботу, потому что Бог работал в субботу, было достаточно чтобы оскорбить чувства иудеев. Ещё более оскорбительным для них было то, как Он это сказал, назвав Бога Своим «Отцом». Для евреев было допустимым обращаться к Богу во время служения в синагоге, называя Его «Отец наш», или «Отец Мой» в приватной молитве в сочетании со словом «небесный». Однако Иисус заявил, что Бог был Его родным Отцом, тем самым утверждая, что между ними были особые отношения, как между Сыном и Отцом. Этот стих послужил импульсом для последующего монолога, продолжающегося до конца настоящей главы.
Иудеи поняли истинный смысл Его заявления. То, что Иисус нарушал субботу, было одно дело, но то, что Он Отцом Своим называл Бога, было равносильно тому, чтобы делать Себя равным Богу. Если бы Он имел в виду что-то другое, то не преминул бы сказать евреям, что они ошибались и неправильно Его поняли, но Он не стал этого делать. Иисус и был Богом (1:1), и Он дал ясно понять это, объясняя Свой поступок. В глазах иудеев этого было достаточно, чтобы обвинить Его в богохульстве, что они и сделали, добавив этот грех к нарушению субботы. Эти два обвинения и стали причиной того, что ещё более искали убить Его иудеи. Это первое упоминание в книге Иоанна о заговоре против Иисуса с целью убить Его, но не последнее (см. 7:19, 25; 8:37, 59).
Стих 19. Ответ Иисуса из диалога приобретает вид монолога, оставаясь таким до конца главы, где Он раскрывает смысл Своих слов о равенстве с Богом. Его ответ начинается с двойного утверждения «Истинно, истинно», которое придаёт торжественность и вес последующему заявлению. Вместо того, чтобы говорить о Своей независимой роли, Иисус произнёс: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего». «Делая Себя равным Богу», Он не отделял Себя от Своего Отца. Рэймонд Браун пишет:
“В ст. 19 Иисус говорит иудейским начальникам, что в том, что Он сказал, не было ничего высокомерного. Он не был непокорным Сыном, стремившимся превзойти Отца; скорее Он был полностью зависимым от Отца и ничего не говорил от Себя”.
Иисус, единородный Сын Бога, находится в полном подчинении Своему Отцу. «Отец решает, что и когда делать; а дело Сына — повиноваться. Отец показывает Сыну, что делать; Сын же только следует примеру Отца» (Брюс).
В Своём ответе Иисус исходил из обычных отношений между отцом и сыном. Как правило, еврейский сын рос, трудясь в качестве подмастерья у своего отца. Если отец был гончаром, то сын учился у него, наблюдая за его работой и подражая ему. Применительно к Иисусу разница была лишь в том, что Он делал то же, что и Его Отец, не просто подражая Ему, но будучи с Ним одной природы. Со временем земной отец оставлял своё дело сыну, которое тот был обязан достойно продолжить. Дела, которые Бог вверил совершить Своему Сыну, были: давать жизнь (5:21) и вершить суд (5:22).Стихи с 19 по 23 построены вокруг четырёхкратного использования греческого слова гар («ибо», «потому что»). В первом случае этот союз присоединяет окончание стиха 19: «Ибо, что творит Он, то и Сын творит также». Сын не может делать то, что хочется Ему, противясь воле и власти Своего Отца, как невозможно противиться воле и власти Бога. Любое своеволие со стороны Иисуса было бы отказом от Своего Сыновства.
Стих 20. Во втором случае союз гар подводит к объяснению того, почему и как Сын может делать то же, что и Отец: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам». О том, что «Отец любит Сына» уже говорилось в 3:35, где использовался глагол агапао, тогда как в этом стихе стоит глагол филео. Исходя из того, как эти глаголы употребляются в 11:3, 5, 36, мы видим, что Иоанн использует их как взаимозаменяемые. Поскольку Отец любит Сына, Он непрестанно открывает Ему всё, что делает Сам; из чего следует, что и Сын, из любви к Отцу делает то, что было Ему открыто. Эта истина ясно выражена в 14:31. Кроме того, Иисус сказал, что «Отец покажет Ему дела больше этих», то есть уже совершённых (таких как исцеление хромого). Если люди изумлялись тем делам, то их ожидает ещё большее изумление.
Стих 21. Третье использование гар, означающего «ибо», представляет иллюстрацию истины, произнесённой в 5:19, 20. Сын делает всё то, что делает Отец, согласно Божьей воле. Нигде не говорится об этом с такой пронзительной ясностью, как здесь: «Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет». В понимании иудеев Бог и только Бог обладал властью воскрешать из мёртвых и давать жизнь (см. Втор. 32:39; 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7). Для иудеев мысль о том, что Иисус мог быть орудием исполнения Божьей воли, подобно Илии или Елисею, была не просто удивительной, но неслыханной. Они были поражены Его словами, что, как и Бог, Он может давать жизнь по Своей воле. Мы не можем с уверенностью утверждать, говорил ли Иисус в 5:21 о воскресении из мёртвых или о духовной жизни тех, кто примут Его в послушании, поскольку в этом контексте присутствуют обе темы (5:24, 25, 28, 29; см. 3:15, 16, 36).
Стихи 22, 23. Стих 22 начинается с четвёртого и последнего гар: «Ибо Отец и не судит никого». Евреи считали Бога «Судьёй всей земли» (Быт. 18:25; см. Пс. 66:5; 93:2). Теперь же Иисус заявляет, что обладает властью не только давать жизнь, но и вершить окончательный суд. Иисус сказал, что Отец никого не судит, потому что «весь суд отдал Сыну». Наделение Сына властью вершить небесный суд не означает, что Отец полностью устранился от суда; на самом деле Сын вершит суд, согласно желанию Отца. Иначе говоря, хотя Бог судит все народы (Деян. 17:31; Рим. 2:16; 3:6; 14:10; Евр. 12:23), Он делает это через Своего Сына (Деян. 10:42; 17:31; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:8). На первый взгляд, предоставление Сыну права судить может показаться отрицающим 3:17, где сказано, что «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир». Пожалуй, лучше всего это кажущееся противоречие объясняет Ф. Брюс, который обращает внимание на двойной смысл греческого существительного крисис — «разборчивость и осуждение». Когда Иисус пришёл, то, как и в наше время, одни люди приняли Свет, поверив в Иисуса, а другие отвергли Свет, отказавшись поверить в Него. Первые получат жизнь и не попадут под осуждение; вторые уже получили осуждение (см. 3:16–18). Из этого следует, что Бог не посылал Сына в мир, чтобы «осудить» мир, но, чтобы спасти его. Тем не менее, неизбежным результатом прихода Иисуса в мир стало то, что отвергнувшие Его попали под суд (осуждение или проклятие). Как следует из дальнейших слов Иисуса, отвержение Его влечёт за собой осуждение в последний день (5:28, 29).
Иисус заявил, что Отец вверил суд Сыну, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Основной акцент в этих словах Иисуса сделан на единстве Отца и Сына. Что характерно для Одного, то свойственно и Другому. В прошлом Бог посылал к людям Своих пророков, чтобы они служили Его рупором, говоря от Его имени. Признавая их, тем самым признавали Бога. И наоборот: отвергая их, тем самым отвергали Бога. Подобным образом, Отец наделил властью Сына, чтобы Сын действовал Его властью. Отец и Сын настолько тесно связаны между собой, что невозможно, отвергая Сына, при этом чтить Отца. Евреи считали, что это возможно, но они ошибались.