9 декабря состоялся вебинар по теме "Как управлять компанией, командой и собой в период неопределенности". Валерия Айзен, лидер практики “Управление в неопределенности”, соавтор практикума “Феникс”, нейрокоуч, руководитель комплексных проектов по трансформации культуры, экс-PO в HH.ru, рассказала о том, как сотрудники и лидеры компаний реагируют на неопределенность и при помощи каких инструментов их можно поддерживать в новых условиях.
Рассказывая о том, что такое неопределенность, Валерия привела цитату одного из участников исследования «Управление в неопределенности»: «Состояние неопределенности забирает весь мой ресурс, поэтому она такая болезненная. Я всеми силами пытаюсь упорядочить хаос, но я не всегда могу это сделать, так как не влияю на все».
Почему нам сложно? В обычных условиях мозг создает и корректирует прогнозы, в то время как в неопределенности он этого сделать не может и воспринимает такие ситуации как угрозу. Именно поэтому в непредсказуемых ситуациях мы чувствуем себя небезопасно и боимся совершить ошибку. Важно отметить, что, находясь в опасности, мы часто принимаем нерациональные решения.
В постоянно меняющихся условиях сотрудники компаний сталкиваются с такими проблемами, как давление ответственности, личностный кризис, сложность в принятии решений и т. д.
Драйверами, мотиваторами и точками опоры могут послужить рутина, работа, быт, общение с близкими людьми, ограничение поступающей информации, сообщества единомышленников, физическая активность, психологические практики, а также возможность быть опорой для других.
Необходимые роли в команде
- Лидер. Способствует быстрому принятию решений, особенно в сложных ситуациях, когда приходится их принимать в ограниченные сроки.
- Коммуникатор. Доносит важные сообщения до команд, организует процесс регулярного обмена информацией и настраивает двустороннюю связь.
- Проводник. Координирует направление движения команды и отвечает за краткосрочное ориентирование.
- Рисковик. Старается просчитать все риски и их последствия.
- Человек-маяк. Направляет команду и не дает отступить от целей бизнеса.
- Дата-хантер. Работает с внешними источниками информации, систематизирует данные и представляет краткие выжимки, важные для принятия решений.
- Умеренный прокрастинатор. Сдерживает команду от принятия поспешных и необдуманных решений.
- Синхронизатор. Связывает работу всей команды, управляет изменениями.
Валерия также рассказала о «метриках неопределенности», которые необходимо отслеживать. Это доступность информации, безопасность среды, уровень энергии в команде, внешний контекст, качество коммуникаций, а также баланс ресурсов.
Модели и фреймворки для работы с неопределенностью:
- сценарное планирование;
- квантовая стратегия – метод, основанный на постоянном пересмотре стратегии с учетом меняющихся условий;
- матрица принятий решений – возможность сравнения всех возможных вариантов по критериям;
- байесовский подход – модель принятия решений, основанная на постоянном пересмотре вероятности наступления того или иного события при получении новой информации;
- модель Cynefin – метод основан на принятии решений в зависимости от степени предсказуемости и комплексности ситуации.
p.s. Обзоры, исследования, вебинары, кейсы российских и международных компаний, а также экспертное мнение о различных аспектах человекоцентричной трансформации организаций в телеграм-канале инициативы https://t.me/humancentricity