Найти тему

На пути к зависимостям. Причины.

Часть #2. Психо-социальный фактор.

На самом деле, основной фактор риска получить зависимости — это среда, в которой вырос человек. Проще говоря его воспитание с детства родителями.

Глядя на алкоголика или наркомана, можно решить, что он является проблемным сам по себе или больным человеком. От взгляда обывателя ускользает тот факт, что этот человек существует не отдельно сам по себе, это не «отрезанный ломоть», а часть общей системы семьи, в которой он родился, и частью той семьи, которую создал сам, став взрослым. У зависимого есть партнёр. В психологии такого человека называют «созависимым», т.е. зависимым от человека с зависимостью. Созависимый не принимает наркотики, не уходит в запой, ему это ни к чему, ведь его наркотик – это его партнёр. У каждого в этой паре есть нечто общее, хотя на первый взгляд они кажутся противоположностями друг друга.

Как у зависимых, так и у созависимых личностей в анамнезе – травма, сопряженная с проявлением сильных чувств, которые были вытеснены в бессознательное. Одна или несколько важных стадий развития в детстве были не пройдены эффективно. Такие люди не позволят себе чувствовать боль, грусть, злость и направлять их по адресу. Отказавшись от негативных чувств, они перекрывают одновременно поток чувств вообще, и позитивных тоже.

Созависимые и зависимые люди плохо дифференцируют свои чувства и эмоции, с трудом могут сказать, что они чувствуют, будь то гнев или радость. Для них характерно ощущение унылой, серой жизни. Отсюда возникает желание увеличить амплитуду эмоций, чтобы получить хоть какое-то подтверждение, что они живы.

-2

Зависимый и созависимый, оба нуждаются в психологической помощи. Причиной зависимости может быть незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии. Психологическая автономия необходима для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Люди, у которых эта стадия развития завершается успешно, в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими. У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем «Я» и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность. Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь. И наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие критикуют их.

Незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.

Для того чтобы ребенок смог успешно пройти эту фазу, родителям необходимо:

  • иметь надежную связь с ребенком;
  • воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть ;
  • не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии;
  • помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»;
  • обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того чтобы ребенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир;
  • поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка;
  • быть способным выразить понимание, поддержку и обеспечить воспитание, когда ребенку это понадобится;
  • демонстрировать эффективную психологическую независимость, спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь; быть примером для ребенка;
  • определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам. Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей;

А теперь задайте себе вопросы: много вы знаете знакомых, кто вырос в правильной семье и правильно воспитывался исходя из вышеперечисленных пунктов? А ваши дети как воспитываются сейчас?

Предыдущая часть #1 | Следующая часть #3

Подписываемся на telegram канал: @mindtraveler