Найти тему

Почему школьники не хотят учиться?

Мотивацию можно описать двумя словами: умение и желание. Причём желание важнее всего.

Уже к первому классу дети сильно отличаются друг от друга. Одни первоклашки бегут в школу с улыбкой и желанием показать свои знания, прилежно учиться. Другие – еле плетутся, предчувствуя наступление самых тяжёлых девяти лет в своей жизни.

Если у ребёнка нет желания учиться, то школа становится пыткой, как для детей, так и для родителей.

Давайте разберёмся, почему отсутствует мотивация у совершенно нормального обычного ребёнка.

1. Низкий познавательный интерес. Чаще всего встречается у детей, с которым родители мало общались и не играли в детстве. Интерес развивается во время познания. Если взрослый расскажет маленькому ребёнку, что Земля расположена в Солнечной системе, а Солнце - это звезда, то у ребенка появятся вопросы, что такое звезда, что такое планеты и так далее. И чем больше ребёнок узнаёт, тем интереснее ему кажется мир, тем больше хочется узнать.

2. Неправильная подготовка к школе. Иногда родители или бабушки с дедушками даже не замечают как формируют негативное отношение ребёнка к школе. Например, угрожают: «Вот пойдёшь в школу, забудешь, как гулять целыми днями!» или жалеют: «Бедный, вставать ведь рано придётся, уроки делать, пусть отдыхает, пока может». Часто в незначительных высказываниях взрослых людей обучение представляется чем-то очень сложным. Неуверенные в себе дети заранее решают, что учиться не получится, и стараться бесполезно.

3. Безразличие родителей. Многие родители не интересуются обучением своего ребёнка. Учится и ладно. Или обращают внимание только на двойки, почти не замечая четвёрок и пятёрок. Дети говорят: «А зачем стараться, мама всё равно ничего не скажет». Акцент родители должны делать как раз на хороших оценках, а про двойки только спрашивать, как он эту оценку будет исправлять, без ругани и тем более без оскорблений.

4. Негативное отношение родителей к школе и педагогам. Ещё пару десятилетий назад никому бы и в голову не пришло, что такое возможно, а сегодня, к сожалению, это обычное дело. Современные родители ставят под сомнение компетенцию не только педагогов, но и руководителей образовательного учреждения. Слово «директор» или «завуч» не вызывает дрожи в коленках ни у детей, ни у родителей. О какой мотивации может идти речь, если учителей, завучей, позволено безнаказанно оскорблять любому родителю? Ребёнок, естественно, считает, что слушать учителя не нужно, так как он глупый и ничему научить не может. Отсюда грубость, равнодушие, вседозволенность детей, которую мы наблюдаем в последнее время.

5. Плохой климат в семье. Бывает, родители не могут разобраться в отношениях друг с другом, часто ссорятся, кричат или вовсе не общаются друг с другом. Или одинокая мама пытается устроить свою личную жизнь, забывая про своего ребёнка, оставляя его дома одного или на попечение бабушек, тётушек, соседей. Может быть, родители злоупотребляют алкоголем. В моей практике был очень способный мальчик, но он не учился, потому что каждый день после уроков шёл искать свою непутёвую мать по питейным заведениям района. Дома элементарно нечего было есть. О какой учёбе может идти речь?

6. Принижение роли образования. В школах складывается парадоксальная ситуация: о необходимости обучения говорят образованные люди – интеллигенция нашей страны, воспитывающая будущие поколения и получающая нищенские заработные платы. Знаете, учителя не актёры и хорошо сыграть роль и убедительно рассказать, что образование действительно необходимо каждому не всегда получается, когда на собственном примере понимаешь, что образование не обеспечило достойного уровня жизни. Ребёнок приходит домой и слышит другое: водитель – дальнобойщик зарабатывает такие деньги, что учителям и в самом сладком сне не снились, мастер по маникюру дважды в год, а то и чаще отдыхает на море. А учитель? Ищет летом подработку, потому что, благодаря длительному отпуску, остаётся практически без денег не всё лето и начало осени. Я ни в коем случае не принижаю какие-либо профессии, лишь отмечаю, что уровень образования требуется разный. Школьники всё это знают, и как их убедить учить химию или физику, заучивать даты по истории, зубрить геометрию? Они резонно отвечают: «А зачем?» И знаете, какой единственный аргумент? Естественно: «Сдать ОГЭ». И в ответ: «Спишем».

7. Чрезмерное давление родителей. Всем известна поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». В данном случае благие намерения родителей могут сделать жизнь детей настоящим адом. Бедного ребёнка записывают на различные кружки, секции, нанимают дорогих репетиторов, чтобы чадо было всесторонне развито. Выбирают престижную профессию, именитый вуз, требуют учить предметы, сдавать ЕГЭ не меньше, чем на 100 баллов. И забывают спросить самого ребёнка, а чего хочет он сам. Такие дети либо подчиняются родителям, страдают, но делают, либо уходят в протест. Мотивация пропадает даже у способных детей. За них всё решили, желать им нечего.

8. Плохие взаимоотношения в школе с классом или с учителем. Для детей, как и для любого человека, личные отношения стоят на первом месте. Если одноклассники или учитель (такое тоже бывает) обижают, унижают, оскорбляют или каким-то ещё образом выделяют ребёнка, то об учёбе сразу забывается. Дети в таких ситуациях реагируют по-разному, в зависимости от характера, но учиться не могут. Если ребёнок наотрез не хочет идти в школу, потому что его там обижают, родители должны вмешаться. Перекладывать на плечи ребёнка эту проблему нельзя, он не готов её решить.

9. Самая распространённая причина нежелания учиться – банальная лень. Огромное количество неглупых детей из нормальных семей просиживают в школе штаны и ничего делать не хотят. Их интересует только телефон или компьютер. Не стоит обольщаться, из них не вырастет гениальный программист или киберспортсмен, потому что они умеют только писать сообщения и играть в популярные игрушки. Родители давно потеряли авторитет в их глазах, слова учителей – пустой звук. А всё потому, что этих деточек когда-то мамочки, папочки, бабушки, дедушки сильно жалели и ничего делать не заставляли. К труду не приучили, ответственность не развили. По разным причинам. Вот и растут «великие нехочухи», а потом и «неумехи», и «незнайки». А они, между прочим, будущие избиратели. Готовы ли мы доверить им своё будущее? Или всё же стоит пересмотреть систему воспитания наших детей?