Итоги моего читательского года
Июнь, 2022
Здесь все очень на любителя, но детективы вполне читабельны. "Идеальный сын" - очень захватывающая книга.
1. Эдуард Кочергин. Ангелова кукла
Убедился на третьей книге, что читать автора надо дозированно. И, пожалуй, из всего с чистой совестью посоветую только «Крещённых крестами». Остальное… В какой-то момент поймал себя на мысли, что устал от однообразия и пересекающихся сюжетов.
В «Ангеловой кукле», как, впрочем, и в других сборниках автора, воспоминания об учебе в средней художественной школе, что-то вроде легенд Петроградской стороны и Васильевского острова и зарисовки из поездок по стране в 60-е годы.
Если первая и последняя части местами интересны в силу их автобиографичности, то рассказы о людях ленинградского послевоенного «дна» почему-то вообще не воспринимаются как достоверные. Вполне возможно, что отчасти все так и было, но в моей голове шалманы, притоны, карманники, «марухи», «пивнух’и», «самовары» (проститутки, пьяницы, инвалиды войны) не складываются в пазл ни с Петроградкой, ни с Васильевским островом.
2. Мэгги О’Фаррелл. Хамнет
Мэгги О’Фаррелл взяла на себя большую смелость, пытаясь воссоздать часть биографии Шекспира: от его женитьбы до первой постановки "Гамлета". Причем больше внимания автор уделяет не самому драматургу, а его жене - Энн (в романе она Агнес). Видимо, не даром за этот роман автор получила женскую премию по литературе. О’Фаррелл словно решила опровергнуть расхожее мнение, что жена Шекспира была неграмотной крестьянкой и заставила 18-летнего мальчика жениться на себе.
О’Фаррелл отрабатывает еще один миф: что "Гамлета" Шекспир написал под впечатлением от смерти от чумы единственного сына Хамнета, умершего в 11 лет. Доказательств связи двух событий нет, но у автора получилась вполне добротная и атмосферная версия.
3. Энтони Горовиц. Сороки-убийцы
Горовиц соединил в «Сороках-убийцах» фактически две детективных линии: литературную и как бы жизненную, придумав достаточно интересный ход.
Редактор книгоиздательства Сьюзен начинает читать рукопись детективного романа их постоянного автора Алана Конвея, пишущего серию про сыщика Аттикуса Пюнда (далее как раз следует текст той самой рукописи), как вдруг выясняется, что у романа нет финальной главы.
Причём эта часть (на 200 с лишним страниц) - этакая стилизация под классику британского детектива, явная смесь Агаты Кристи и Конана Дойла. Действие происходит в небольшом городке в пятидесятые годы 20 века, где один за другим погибают экономка и хозяин поместья. И если смерть экономки кажется несчастным случаем, то хозяину поместья снесли голову рыцарским мечом. Пюнду, понятно, предстоит выяснить, что произошло на самом деле и кто убийца, при этом под подозрением, как обычно, почти каждый герой романа.
Ровно с середины книги, когда рукопись неожиданно обрывается, начинается другая детективная история. Сьюзен узнаёт, что их автор покончил с собой, и она пытается отыскать недостающую главу. В ходе поисков ей приходит мысль, что Алана Конвея могли убить. И - не зря же женщина двадцать лет вычитывала детективы - она начинает собственное расследование. Под подозрением опять каждый, кто пересекался с Конвеем.
4. Лорен Норт. Идеальный сын
Дебютная книга Лорен Норт так и просится в кино: в ней есть все, чтобы держать зрителя (и читателя) в постоянном напряжении.
У главной героини Тесс в авиакатастрофе погибает муж. Женщина в жуткой депрессии. Единственное ее спасение сейчас - семилетний сын Джейми, которого она оберегает ото всего, боясь потерять. Даже приходящую соцработницу Шелли (у той несколько лет назад умер маленький ребёнок) Тесс спустя время начинает подозревать в том, что та хочет похитить ее сына. Под подозрением и брат погибшего мужа Йен. Тесс кажется, что он в сговоре с Шелли.
Роман начинается фактически с конца: Тесс в больнице с ножевым ранением. Она не помнит обстоятельств произошедшего. Был день рождения Джейми. Пришли Шелли и Йен. Кто-то из них пытался ее убить, после чего сын пропал. Восстанавливая день за днём, от смерти мужа до дня рождения сына, Тесс пытается разобраться во всех странностях, сопровождающих ее в эти два месяца.
Финал чуть было не показался банальным, но автор все-таки выкрутила историю в неожиданную сторону.
5. Ингар Йонсруд. Братство
«Братство» - дебютный роман норвежского журналиста и писателя Ингара Йонсруда. Вышел в 2015 году. С тех пор изданы три книжки из серии про детектива Фредрика Бейера. Не знаю, как остальные, но эта явно на очень большого любителя.
Ощущение, что автор собрал в одном романе все, что лежало под рукой. Тут и противостояние исламских и христианских фундаменталистов, и убийства геев, и афганский след, и попытки изобрести смертоносный вирус, и австрийское братство (существовавшее до Второй мировой), занимавшееся расовыми исследованиями. И почти все это ложные следы, по которым идёт детектив, расследуя массовое убийство членов закрытой христианской общины.