Найти тему

Вся школа — сплошной улучшайзинг

Примерно так выглядят ученики и их родители в процессе улучшайзинга
Примерно так выглядят ученики и их родители в процессе улучшайзинга

Недавно я была в легендарной 91-й школе. Это государственная московская школа, известная тем, что именно здесь родилась система развивающего обучения Эльконина и Давыдова. Как театр начинается с вешалки, школа начинается с гардероба и охраны. На входе в 91-ю школу Алевтина. Она тоже легендарная, как и все предыдущие охранники до неё. Сотрудники меняются, неизменным остаётся одно: они все знают поимённо каждого ученика, каждого родителя, родственника или няню, всех, кто имеет отношение к ребёнку. Меня пригласили в школу родители, сказав: «Здесь культ детей».

Дверь в мастерскую
Дверь в мастерскую

После Алевтины мой взгляд привлекает табличка «Мастерская» на двери, из-за которой выглядывает задорная кудрявая Люба Гурарий. Она машет рукой: «Давай сразу сюда. Мастерская — это сердце школы!»

Внутри мастерской
Внутри мастерской
Внутри мастерской
Внутри мастерской

Люба работает раз в неделю в мастерской с детьми, как и другие известные артисты, художники, архитекторы, например, Ирина Бразговка, Ляла Ваганова. Когда-то Люба попала в 91-ю и... не смогла уйти. А потом ещё и своих троих детей сюда привела. Именно Гурарий придумала проект улучшайзинг. Но обо всём по порядку.

Люба уже много лет занимается соучастным проектированием (соучастное проектирование — это метод проектирования общественных пространств с вовлечением в процесс жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон) с детьми. С командой соавторов (Архитектурное бюро «Дружба, художник Роман Ермаков и др.) она сделала очень классный проект детского сквера в Выксе «Радужный мир». Это был первый в России капитальный объект с участием детей от идеи до воплощения. Так Любу это вдохновило, что она захотела повторить проект соучастного проектирования на школьном дворе. Ей был нужен прогрессивный директор обычной государственной школы. Куда же ещё, как не к Наталье Ювенальевне Красавиной? В 2018 году Люба Гурарий пришла в 91-ю.

Дальше была презентация директору, защита перед Управляющим советом школы, в который входят родители. Команда получила от Совета проверочное задание — сделать годовую образовательную программу. В итоге при поддержке бюро «Дружба» появился обучающий курс, который архитекторы вели в школе. Вместе с детьми было проведено исследование, спроектирован форэскиз двора, как продолжения образовательного пространства. Состоялась выставка макетов.

Но это ещё не всё. Одной из инициатив проекта был мейкерский пикник, в ходе которого вместе с учениками и их родителями из ивовой лозы сплели беседку и перекрасили старые парты и стулья, из которых получились классные рабочие места на улице.

На фото третий по счету мейкерский пикник (создание стола)
На фото третий по счету мейкерский пикник (создание стола)
На фото третий по счету мейкерский пикник (создание стола)
На фото третий по счету мейкерский пикник (создание стола)

Эксперимент удался. Команда поняла, что в школе есть лёгкое на подъём ресурсное сообщество, которое с удовольствием готово влиять на свою среду, и что можно реализовывать авторские проекты самим, не подключая сложный процесс государственного финансирования.

Люба провела опрос актуальных потребностей детей и родителей не только по двору, но и по школе. Так выяснилось, что детям нужны места, где можно скрыться, побыть одному, но при этом без риска травли, что нужны рабочие места в школе, где можно посидеть, подключить ноутбук и многое другое.

В первую очередь решили заняться начальной школой. На втором этаже художница Ляля Ваганова сделала оригинальные эскизы, и в течение восьми дней каждый день минимум 15 человек расписывали стены под её руководством.

Улучшайзинг второго этажа (процесс)
Улучшайзинг второго этажа (процесс)
Улучшайзинг второго этажа (процесс)
Улучшайзинг второго этажа (процесс)
Слева Ляля Ваганова, справа Люба Гурарий
Слева Ляля Ваганова, справа Люба Гурарий
Улучшайзинг второго этажа (результат)
Улучшайзинг второго этажа (результат)

Тем же летом был переделан унылый библиотечный пролёт. Здесь создали уютную зону рекреации. Теперь она не пустует никогда.

Улучшайзинг библиотечного пролета (результат)
Улучшайзинг библиотечного пролета (результат)

Тогда же переоборудовали и украсили актовый зал, облагородили фойе.

А в сентябре Департамент природопользования снёс во дворе школы около 10 деревьев. Это были старые ясени, которые в любой момент могли упасть. Стоило ученикам 91-й увидеть сваленные кроны и ветки, они тут же начали строить. Люба попросила Наталью Ювенальевну ничего не выбрасывать. Оперативно организовали мейкерский пикник, в ходе которого дети и родители делали шалаши.

Улучшайзинг двора с использованием поваленных деревьев
Улучшайзинг двора с использованием поваленных деревьев
Улучшайзинг двора с использованием поваленных деревьев
Улучшайзинг двора с использованием поваленных деревьев

Получилась сезонная природная площадка, дети её обожали. К этому моменту все подобные проекты объединили в движение «Улучшайзинг». К весне построили велопарковку и место для проведения уроков на улице. Теперь в тёплое время можно заниматься на свежем воздухе.

Велопарковка (результат)
Велопарковка (результат)

Сентябрь 2022 года начался арт-интервенцией во дворе. Вместе с Лялей Вагановой украсили фасад кружевной росписью.

Улучшайзинг фасада (процесс)
Улучшайзинг фасада (процесс)

Улучшайзинг фасада (результат)
Улучшайзинг фасада (результат)

Весь учебный год 2022-2023 команда «Улучшайзинга» объявила сезоном раздевалок. Решили осваивать гардероб младшеклассников. Он был в печальном состоянии.

Гардероб до улучшайзинга
Гардероб до улучшайзинга

Вместе с архитектором Ольгой Шаниной-Зубковой был разработан проект раздевалки первых классов, родители наняли бригаду для ремонта, было заказано авторское оборудование.

Гардероб после улучшайзинга
Гардероб после улучшайзинга

Получилось потрясающее пространство, которое меняет поведенческие сценарии детей. Если раньше в гардеробе был беспорядок, и дети вели себя там соответствующим образом, то теперь всё иначе.

Никакого беспорядка больше
Никакого беспорядка больше

А дальше случился важный педагогический момент. Дети начали брать пример. К команде «Улучшайзинга» пришли сами старшеклассники и сказали, что хотят расписать свою спортивную раздевалку.

Объявлено об инициативе старшеклассников
Объявлено об инициативе старшеклассников

Был проведён конкурс проектов эскизов. Все выходные и каникулы дети красили стены. Люба со знанием дела говорит, что у подростков очень большой запрос на колонизацию и маркировку собой пространства. Вот откуда потребность в граффити и стрит-арте. А тут сама школа даёт возможность реализовать себя.

Улучшайзинг спортивных раздевалок (процесс)
Улучшайзинг спортивных раздевалок (процесс)

Поддержка улучшайзинга происходит за счёт родителей. Есть разные точки входа, можно поучаствовать любой суммой, кто-то приносит совсем небольшую, кто-то может себе позволить сразу крупную. А кто-то участвует своими навыками, приносит идею, делает эскиз, красит. Кто-то приводит профессионала, например, для создания проектов родители привели архитектора Ольгу Рокаль. Это абсолютно свободная система.

На фото 12 кабинет после улучшайзинга по инициативе родителей класса, который здесь учится
На фото 12 кабинет после улучшайзинга по инициативе родителей класса, который здесь учится

Москва финансирует всё, что необходимо для жизни, капитальный ремонт, замену труб. Но всё, что касается улучшайзинга — это чисто родительская инициатива. 91-я уникальна тем, что она притягивает к себе именно таких родителей. Это семьи, которые изначально заинтересованы в том, чтобы ребёнку не знания впихнули, а развивали его как личность, прокачивали то, что в образовании принято называть мягкими навыками, чтобы в школе к ребёнку относились, как к человеку и умели с ним разговаривать. Всё это вместе и готовит в итоге активного, инициативного, ответственного члена сообщества, готового творить, созидать, предлагать идеи и доводить их до полезных продуктов. Именно такие дети выходят из 91-й, а потом они туда возвращаются, приводят своих детей, распространяют слух о потрясающем месте и привлекают такие же семьи.

Ирина Дёмина, председатель Управляющего совета школы и мама троих учеников 91-й водит меня по школе и рассказывает, что именно так привела сюда своих детей. Имея профессиональный корпоративный опыт, она прекрасно знает, как важно на рабочем месте иметь сотрудников с прокачанными мягкими навыками, и как трудно их развивать у взрослых людей. Ей хотелось для детей такую школу, где ребёнка развивают всесторонне. Она услышала про 91-ю и пришла посмотреть, как разговаривают с детьми, как общаются дети, какой у них взгляд, как они бегают, не боясь окрика, и чувствуют, что это их место. Ирина не ошиблась, для неё 91-я — это школа, в которой уважают личность.

Улучшайзинг — это не только про архитектурно-художественное оформление пространства. Теперь это стиль жизни школы. Концепция улучшайзинга пропитывает в школе все процессы. Например, Ирина Дёмина с мужем в 2017 принесли в школу идею экологического волонтёрского отряда. Отряд существует до сих пор. Это просветительский проект про экологию, ответственное потребление. Вместе с детьми установили контейнеры, научились раздельно собирать мусор.

Раздельный сбор мусора
Раздельный сбор мусора

Ирина придумала посвящать первоклашек в «эконосики». Очень быстро старшие перехватили инициативу и стали проводить сами образовательно-развлекательные мероприятия по экологии для малышей, потом придумали Своп — проект обмена вещами.

Часто приходят родители, предлагая делать с детьми что-то, связанное с их профессиями. Например, одна мама пришла и предложила заниматься с детьми кинопроизводством. Дети научились снимать фильмы, потом сами предложили снять фильм о школе. Всё это улучшайзинг. Пока меня водили по школе, показывая разные авторские проекты по перестройке пространства, я несколько раз от разных сотрудников школы услышала: «А, вы к нам в гости улучшайзинг смотреть? У нас тут вся школа — сплошной улучшайзинг!» Улучшайзинг — это про инициативу, про проектирование, про мейкерские практики, когда ребёнок проходит путь от идеи до продукта. Если ребёнок сделал так хотя бы два-три раза, он уже стал автономным членом общества.

Стена обратной связи для улучшайзинга и детского совета школы
Стена обратной связи для улучшайзинга и детского совета школы

За чаем в кабинете директора я спрашиваю Наталью Ювенальевну, чем 91-я отличается от традиционной школы. Она говорит: «Здесь у учителя и у ребёнка есть своё мнение, и оно важно. Причём мнение должно быть обосновано. Здесь дети свободны. Здесь совсем иное качество мышления у детей, у учителей и у родителей. В традиционной школе, даже если у учителя и ребёнка мнение есть, его необязательно учитывать. Есть навязанный много лет назад формат — у учителя на уроке должно быть тихо, когда он вошёл, все должны встать, ребёнок может говорить, только когда ты ему это позволишь». Здесь при поступлении у детей проверяют не уровень развития навыков чтения, счета и письма, а готовность и желание учиться. И потом в течение 11 лет учёбы всё внимание школы на сохранении желания учиться. Здесь на каждом уроке дети работают в группах, когда они обращены не на учителя, а друг к другу. Кооперация пронизывает все занятия. Здесь отметки появляются только во второй половине пятого класса, а дети всё равно стремятся в школу. Они реально хотят учиться, а не рассказать учителю выученный параграф на отметку и забыть его.

Концепция улучшайзинга могла возникнуть только в такой идеологии и ценностях, которые сложились в 91 школе. На мой вопрос Наталье Ювенальевне, как ей удалось создать такую атмосферу, ведь обычно ценности зависят именно от лидера, она смущённо протестует: «Нет-нет, дело вообще не во мне». Школа имеет свою историю, свою корпоративную культуру, которая давно встроилась в стены и никуда не уходит. Школе почти 200 лет. Ещё в середине 19 века 1-я Московская гимназия собирала лучшие умы педагогики. В 1865 году от этой гимназии отделились 7 классов из 18-ти и самые передовые педагоги, и была образована 5-я Московская мужская гимназия.

Лента истории на стене в школе
Лента истории на стене в школе

В 1936 году она стала 91-й школой, а в 1956 году переехала в нынешнее здание на Поварской 14. Тогда же по заданию Министерства образования на базе 91-й школы была образована большая лаборатория под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В 80-х Давыдова запрещали, уволили из 91-школы, выселили из Москвы. Директорами школы ставили людей, задачей которых было «убить» развивающую систему, учебники, методику. Но учителя были настолько заражены идеей, что не могли уже работать в традиционной системе. Интеллигентно делали вид, что соглашались, а на уроке всё равно доставали учебники Эльконина и Давыдова и продолжали работать в своей идеологии. В итоге директора больше 2 лет не задерживались. С тех пор, если кто-то пытается систему изменить, разрушить, система его просто выкидывает. Я узнала, что 91-ю школу закончили многие известные люди, Маяковский, Пастернак, Концевич, Пажитнов, но здесь не очень принято этим хвастать.

Лента истории на стене в школе
Лента истории на стене в школе

Культуру школы несут через годы не только педагоги, но и выпускники, которые потом приводят сюда своих детей. Очень показательна история, которую рассказала мне Наталья Ювенальевна про свои первые дни в 91-й. Через две недели после назначения к ней в кабинет пришли шесть человек. Это были родители, которые закончили 91-ю и привели своих детей, а также выпускники, у которых пока детей не было. Цель визита они озвучили так: «Мы пришли поговорить. Мы должны знать, кому достанется школа». Родители и выпускники настолько болеют за школу, что пришли оценить директора! Они её долго интервьюировали, смотрели, узнавали, потом писали в социальных сетях, что школа в хороших руках. Чуть позже десятые классы собрали родительское собрание. Сами! И пригласили туда нового директора обсудить планы и сообщить, что готовы отремонтировать туалеты и переделать первый этаж (школа тогда ещё не была в подчинении Москвы, финансирование было очень скромным). Тогда же родители сказали, что в школе должно быть место для выражения мыслей. За прекрасной Алевтиной с тех пор красуется чёрная доска, на которой кто угодно может написать свою мысль. Для Натальи Ювенальевны это стало первым культурным шоком и первым шагом к концепции улучшайзинга. Такое возможно только в 91-й, секрет которой — максимальная включённость родителей.

Я задала Наталье Ювенальевне вопрос, который давно меня волнует: «Почему все государственные школы не могут быть такими?» Она ответила, что для этого нужны единомышленники среди родителей. Большинству семей это не нужно. В 91-й, кстати, есть практика гостевого визита — семья приводит ребёнка, потому что наслышана о школе, ребёнок проводит в школе один день. Бывает так, что по итогам гостевого дня семья решает не приходить в школу. Наталья Ювенальевна — историк, она говорит, что, в России, в связи с нашей историей, географическими особенностями сложилась патриархальная культура. Всегда князь, а потом царь-батюшка принимали решения. Этот культурный код никуда не делся. Во многих семьях есть только одно непререкаемое мнение, и если мнение ребёнка с ним не совпадает, то оно заведомо неверно. Если такая семья приводит ребёнка в 91-ю, то школа «научит ребёнка плохому» с точки зрения семьи, ребёнок ведь будет задавать вопросы, высказываться. Но при этом в истории России всегда появлялись лидеры, те, кто мог идти против толпы, вести за собой, создавать, распространять улучшайзинг. 91- я школа для таких людей.

PS от автора канала

После каждой статьи, в которой я упоминаю хорошую школу или классного педагога, я получаю запросы на платную рекламу. Прошу понять и простить. Я не беру заказы на платную рекламу, тем более от школ, курсов и учителей. Это только по любви!