Найти тему

Человек ещё должен прийти к себе и своей природе

Душа по природе христианка, но слово «природа» у Тертуллиана означает совсем не то же, что у нас. Оно означает онтологию человека: по природе – то есть по Божьему замыслу. Но Тертуллиан прекрасно знал, что природа человека искажена грехом. И чем больше она искажена, чем больше удалена от своего призвания, своего образа, своего эйдоса, тем меньше человека тянет к общению. Его больше интересуют контакты, особенно полезные или очень приятные, чувственные. Он часто не может общаться, даже если бы и захотел; он нередко просто к этому не способен.

Общение – это дар Божий. Когда человек приходит в себя – как блудный сын, приходящий к Отцу – он обретает возможность к общению. Но это происходит после покаяния, после обретения самого себя в Боге, во Христе, а не «вообще по природе», не потому, что он таким уже родился.

Поэтому и трудно иногда бывает помочь человеку вступить в подлинное общение. Ведь для этого надо показать ему путь; показать, что значит прийти в себя и вернуться к Отцу, что значит покаяться, что значит стать человеком.

Потому что христианами, как говорил тот же Тертуллиан, не рождаются, а становятся. Некоторые не понимают: как это? душа ведь «по природе христианка», и вдруг «не рождаются, а становятся». Современному человеку кажется, что это совершенно исключающие друг друга вещи. А на самом деле это одно и то же, только при взгляде с разных сторон. Потому что человек к своей природе еще должен прийти. Он действительно не рождается человеком с большой буквы. Мы бы сейчас сказали не на онтологическом, а на экзистенциальном языке, что человек не рождается личностью. Он личностью должен стать по дару Духа Святого. Он должен лично пережить Пятидесятницу, ощутить дар Христовой любви, дар благодати. Вот тогда сердце и оживает, раскрывается, обретает доверие, тогда преодолеваются все перегородки – социальные, психологические, гендерные, национальные, культурные. Почему в церкви сейчас столь многие больны фундаментализмом и этнофилетизмом, т. е. церковным национализмом, стремлением к тому, чтобы каждая церковь строила себя по национальному принципу? Почему происходит такое отступление от Христа? А потому что не пришли к себе, не покаялись. Потому что не живут во Христе и даже не считают это нужным.

Общение возникает тогда, когда человек обретает настоящую веру, а перед этим доверие к другим, когда он обретает надежду и любовь, когда он обретает свободу и истину по дару Духа Христова (а не какого бы то ни было иного духа). Действительно, есть тайна общения, потому что есть тайна личности, тайна рождения свыше. И ходить по водам, и стать храмами Духа Святого возможно только тогда, когда человек общается и когда он личность. Это очень непростая вещь. Но древние христиане настаивали именно на этом. И когда я сравниваю древнехристианские представления с современными, я с ужасом думаю, что, приди они в наши храмы, монастыри, епархиальные управления, они просто не признали бы нас христианами.

(2016)