На днях коллега из Пермской художественной галереи прислала такое письмо в личку ВК:
Доброе утро) слушаю музыку, пока еду, смотрите какая обложка у Басты:
Кто не в курсе, главным художественным брендом Пермской художественной галереи (да наверное и Перми) является коллекция православной деревянной скульптуры, известная как "Пермские боги". Одним из "хитов" данной коллекции является скульптурный образ Сидящего спасителя в шабуре (национальной коми-пермяцкой одежде).
Сходство Иисуса с обложки трека Басты с экспонатом из нашей коллекции было очевидным, и нам всем стало очень интересно узнать, откуда он там взялся. Работу и художника определили быстро - им оказался Оскар Яковлевич Рабин, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово» и организатор знаменитой «Бульдозерной выставки» в 1974 году. Работа тоже нашлась без труда, вот она:
В том, что для оформления трека Басты "Каждый перед Богом наг" на стихи И.Бродского использована работа Оскара Рабина с изображением Христа, ничего необычного нет. Интересно другое: откуда на картине Рабина изображение экспоната из Пермской галереи, и что он делает в Лианозово?
Мне неизвестен факт приезда Оскара Рабина в Пермь (учитывая, что в период создания работы Пермь была закрытым городом), но чисто теоретически можно допустить, что был и видел. Скульптура сидящего спасителя, похожая на изображенную на картине, в то время находилась в постоянной экспозиции (сейчас хранится в запаснике).
Можно предположить, что скульптуру Сидящего спасителя Оскар мог увидеть в детстве, когда они с Матерью жили в Ханты-Мансийском округе - мать Оскара работала там врачом-агитатором и побывала во многих селениях манси. Маловероятно, но в церкви какой-нибудь северной деревни такая скульптура в то время могла стоять.
Однако есть и другая работа художника, на которой изображен безрукий Иисус, распятый на столбе, которая также свидетельствует в пользу того, что на картинах Оскара Рабина изображены скульптуры из нашей, пермской коллекции.
Причем безрукие и безногие скульптуры распятого Христа, хранящиеся в запасниках Пермской художественной галереи, не выставлялись в постоянной экспозиции и, насколько мне известно, на временных выставках тоже. Таким образом, создается впечатление, что Оскар Рабин мог побывать не только в выставочных залах галереи, но и запасниках.
Подтвердить эту гипотезу документально, по крайней мере в данный момент, у меня возможности нет. Разве что в некоторых публикациях в сети картина с изображением сидящего Спасителя атрибутирована как "Пермский Христос в Лианозово".
Что касается миссии пермского Спасителя в Лианозово, то здесь пищи для размышлений гораздо больше. Оскар Рабин многократно обращался к христианской символике в своих работах советского периода. Помимо собственно изображения Христа, на тех картинах часто встречаются изображения икон, рыбы, водки, хлеба и всевозможных крестов.
Рыба - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Рабин обычно изображал рыбу вяленой/копченой/соленой/консервированной. очевидно, что такое представление аллегории Христа не случайно. Могу предположить, что таким образом художник показывал свое отношение к народной вере. Советские люди, жители окраин и провинций сохранили ее в своей душе, несмотря на богоборчество и атеистическое воспитание. Да, эти рыбы не плещутся в море, но они сохранили свою форму, которую по-прежнему легко узнать. Аналогично с водкой - такова в советских маргиналиях кровь христова «и при рождении, и при смерти, и в радости, и в горе, и просто от серой тоскливой жизни».
Икона, висящая на столбе напоминает известные таблички с предостерегающей надписью "не влезай, убьёт". Вот только висит она не там, где ей положено быть - не внизу, а на самом веху, на перекладине с изоляторами. Религия по-прежнему считается угрозой советской жизни, но столь же очевидно сходство христианских идей и нравственных идеалов коммунистической доктрины, которые, как и царство Божье, оказались недостижимыми и потусторонними для советских людей.
Что касается образов пермского Иисуса, то оба они изображены на фоне ранней весны, тающего снега. А как же - оттепель на дворе, время надежд. Грязь, обещающая так и не наступившее лето.
Религия — хотя я не религиозный человек — как что-то народное, тем более в то время угнетенное, вызывало сочувствие тоже. Я по натуре своей сочувствую тому, что касается просто живого человека. Как говорил мой приятель, поэт Сева Некрасов: живу и вижу. (Оскар Рабин, интервью Lenta.ru)
Словом, спасибо Рабину, Бродскому и Басте с Газголдером за повод к размышлениям и за этот текст.
Ну и текст Иосифа Бродского тоже будет уместно привести
Стихи под эпиграфом "То, что дозволено Юпитеру,
не дозволено быку… "
Каждый пред Богом
наг.
Жалок,
наг
и убог.
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
Ибо вечность —
богам.
Бренность —
удел быков…
Богово станет
нам
Сумерками богов.
И надо небом
рискнуть,
И, может быть,
невпопад
Еще не раз нас
распнут
И скажут потом:
распад.
И мы
завоем
от ран.
Потом
взалкаем даров…
У каждого свой
храм.
И каждому свой
гроб.
Юродствуй,
воруй,
молись!
Будь одинок,
как перст!..
…Словно быкам —
хлыст,
вечен богам
крест.