Найти тему
Евгений Рудный

Православный биолог Добржанский

Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции.

'Книгу П. Тейяра де Шардена «Феномен человека» Добжанский оценивает как одновременно научную, метафизическую, теологическую и поэтическую. В научном плане она, однако, бесполезна. Но Тейяр де Шарден и не пытался использовать теорию эволюции, чтобы “доказывать” положения христианской веры. “Он попытался использовать науку плюс метафизику плюс теологию плюс поэзию чтобы прийти к своему личному мировоззрению”.'

'Разъясняя свою позицию, Добжанский еще раз подчеркивает, что он христианин и не хочет отождествлять природу с Божественным творящим началом. Он верит, что вся космическая, биологическая и человеческая эволюция движется к некоей цели. Эта вера не обусловлена научными открытиями, но если мы хотим, мы можем видеть в природе манифестацию “творящего начала”, или попросту Бога.'

'На эволюцию можно смотреть с религиозной точки зрения, а на религию - с эволюционной. Но ни одна позиция не выводима из другой. Эволюция, как и все в мире, есть явление Бога, однако ученый как ученый не наблюдает ничего такого, что доказывало бы это. Биолог, подобно Лапласу, мог бы сказать, что он не нуждается в такой гипотезе. Однако он нуждается в ней как человек!'

К теме: Ф. Г. Добржанский: Эволюция как креативный процесс