Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Декабрь – предновогодний месяц, когда все преображается. На городских улицах появляются ёлки с иллюминацией, в парках устанавливают декоративные сани или огромные ёлочные игрушки, транспорт тоже становится частью праздничной суматохи. Традиция украшать городские автобусы, трамваи и метровагоны на самом деле совсем недавняя – в современном виде с массой сверкающих гирлянд она появилась только в наши дни. Но стоит отметить, что и раньше работники транспорта привносили частичку праздника на свои маршруты.
Традиция торжественно отмечать новогодние праздники была введена в СССР только с началом 1937 года. При том первый день января по-прежнему оставался рабочим. До этого момента советские города никак специально к Новому году не украшались. Городскому транспорту могли добавить праздничное обрамление в виде флагов, цветочных венков и портретов руководителей страны к торжествам, посвященным завершению какой-либо крупной стройки, встрече национальных героев или к государственным праздникам (1 мая или 7 ноября).
Масштабные празднования Нового года начались только в послевоенное время. Следом за правительственных указом от 23 декабря 1947 года о признании 1 января выходным днем. Вместе с государственным одобрением единственного праздника в году, не обремененного идеологией, пришла традиция украшать ёлочками и снежинками дома и витрины магазинов.
Все же праздничная атмосфера была скоротечной. Вслед за новогодней ночью и последующим выходным днем начинались трудовые будни, поэтому привычка украшать город и городской транспорт не имела большого смысла. Тем, кто планировал перемещаться по городу в ночь с 31-ого на 1-ое, предлагалось пользоваться услугами такси. Которое, правда, было сложно найти.
Иногда в преддверии сказочного праздника водители городского транспорта сами украшали рабочее место в меру сил и возможностей. В кабине трамвая или троллейбуса могла появиться искусственная елочка, над лобовым стеклом – шарики, а вокруг поручней – серпантин. Все это было чистой импровизацией самих водителей. Обычно женщин, которые в те времена, впрочем как и сейчас, составляли весомую долю среди водителей электротранспорта.
Эта традиция прожила долгое время, добавляя праздничную атмосферу к внешнему виду автобусов, троллейбусов и трамваев, что курсировали под Новый год.
На самом деле украсить городской транспорт того времени было не так просто. Светодиодных гирлянд в то время не существовало. Аналоги с обычными лампочками накаливания были слишком нежны, чтобы выдерживать тряску в движении. Плоттеры, способные воспроизвести рисунок на самоклеющейся пленке, тоже были из разряда фантазий. Оставалось надеяться на искусство художников-маляров, но кто будет раскрашивать кузов автобуса или трамвая ради одного дня в году? Словом, атмосфера праздника не могла появиться на улицах города в том числе из-за отсутствия возможностей и технологий.
Ситуация изменилась уже в постсоветское время. А точнее после 2005 года, когда экономическая ситуация улучшилась и горожане стали больше внимания уделять праздничным мероприятиям. Вдобавок, резко увеличенные по продолжительности в том же 2005 году новогодние выходные позволяли украшать улицы на гораздо более длительный срок.
Начавшаяся с украшения салонов городского транспорта серпантинами, привычными снежинками и облачения водителей в костюмы Дедов Морозов, традиция превратилась в настоящее искусство. Сейчас современные технологии позволяют быстро превратить в переливающейся огнями новогодний ковчег практически любой вид городского транспорта – вплоть до вагонов метро.
Что вы думаете о новогоднем украшении городского транспорта?
Нам по пути ❤️
Сайт Музея Транспорта Москвы