Найти в Дзене
Лесная Школа

Почему обязательное образование не способно раскрыть потенциал ребенка

Оглавление

Части человека – это то, из чего каждый из нас состоит. Человек многочастен, в нем есть и Разум, и Сердце, и Воля, и Интеллект, и Душа, и Тело.

Кто лучше всего расскажет о проблемах действующей системы образования, как не педагог с большим стажем, знающий ее изнутри.

Своим опытом делится учитель Лесной школы, Алсу Фятхулина:
«Части человека – это то, из чего каждый из нас состоит. Человек многочастен, в нем есть и Разум, и Сердце, и Воля, и Интеллект, и Душа, и Тело. О Частях лучше говорить, сравнивая их, друг с другом, так легче различать функционал каждой. Начнем с опорой на Разум, ведь именно на его развитие ориентированы современные образовательные стандарты из-за чего и возникают сложности. Как выглядит стандартная система образования. Классно-урочная система, разные классы (дети в классах одновозрастные), разные учителя, разные предметы, часто не связанные между собой, время, отведенное на уроки, четко определено для всех. Процесс очень жесткий. И человек в нем не учитывается. Просто мы к этому привыкли и считаем, что это нормальное обучение. Образовательная система построена так, как на самом деле работает Разум человека».
Алсу Фятхулина перед поездкой к педагогам-новаторам посетили редакцию «Учительской газеты». Москва, 1986 год.
Алсу Фятхулина перед поездкой к педагогам-новаторам посетили редакцию «Учительской газеты». Москва, 1986 год.

Как работает Разум

Разум человека знания из целого разлагает на части. Разум — это инструмент, который учит расчленять, анализировать, разлагать на части и изучать все по мелочам. Поэтому в школе много мелких предметов, которые не соединены в целое. Если бы мы хотели сложить целостный подход к изучаемым темам, то тогда, во-первых, нам пришлось бы обратиться к Части Интеллект. Интеллект складывает целое из частей. Во-вторых, в системе образования пришлось бы отказаться, как минимум от классно-урочной системы и перейти на погружения. Не прерывая мысль ребенка звонками через каждые 40-45 минут, дать ученику возможность сложить, увидеть ту целостность изучаемой темы, на какую школьник способен в данный период. Если бы мы захотели в системе образования учитывать индивидуальность ребенка, его способность включаться, откликаться на изучаемый материал, то тогда нам пришлось бы обратиться как минимум к Частям Душа, Сердце и применить их функционал в методике.

-3

Как же так получилось, что последние 200 лет образовательная система развивает только одну Часть – Разум? Оказывается, это напрямую зависит от общепринятой оценки вершины эволюционного развития человека (Homo Sapiens), как Человека Разумного. Разумный человек – читай, одночастный человек.

Для многих очевидно, что образовательная система претерпевает кризис. Но мало кто связывает этот кризис с тем, что в образовательных методиках не учитываются другие Части человека, кроме Разума. В последние десятилетия эту однобокую позицию сильно расшатали вальдорфская педагогика и советские и российские педагоги-новаторы. Вальдорфские школы говорят о воле, чувстве и мышлении. Эта методика подробно расписана и находится в открытом доступе. Наши педагоги-новаторы в своей практике фактически создали гуманистическое направление в образовании, поставив в центр человека, ученика.

Опыт педагогов-новаторов предыдущих поколений

Приведу пример, как Виктор Федорович Шаталов в 1985 году в Казани на своем семинаре рассказал, что у него в классе всегда припасены ручки, карандаши, тетради «на всякий случай». Если ребенок что-то забывал дома, учитель сразу его выручал. Никаких записей в дневнике «ваш сын пришел в школу без тетради и ручки...». И так во всем.

Виктор Фёдорович Шаталов ведёт урок математики в четвёртом классе. Донецк, 1986 год
Виктор Фёдорович Шаталов ведёт урок математики в четвёртом классе. Донецк, 1986 год

Михаил Петрович Щетинин в своей школе практиковал разновозрастные группы, погружения в изучаемую тему, цельность подачи материала. Ученики часто выступали в роли учителей, могли квалифицированно преподавать усвоенный материал, было много предметов и деятельности, которые развивали в детях не только Разум. Выпускники школы Михаила Петровича сейчас успешно ведут образовательные семинары по всей России.

Сергей Данилович Шевченко, последователь методики В.Ф.Шаталова со своими учениками проводит зачёт по пройденной теме на уроке истории. Город Курахово, Донецкая область, 1986 год.
Сергей Данилович Шевченко, последователь методики В.Ф.Шаталова со своими учениками проводит зачёт по пройденной теме на уроке истории. Город Курахово, Донецкая область, 1986 год.

Незабываемой была встреча с учениками школы Щетинина в 2006 году в Самаре. Дети в театре оперы и балета выступили с концертом. Зал аплодировал стоя, никто не расходился. Михаил Петрович вышел на сцену, оглядел зал и сказал: «Встреча состоялась».

Сколько таких победных выступлений, встреч провели наши Великие Учителя! Это человекоцентрированное направление сегодняшние последователи начинают называть Цивилизационным, где каждый человек рассматривается как единица развития цивилизации».

Мы рассмотрели проблему кризиса образования через ракурс Частей человека. Форма и содержание методики преподавания в Лесной школе позволяет включать в работу и развивать все Части.

А вам какой подход к образованию ближе, официальный или новаторский?