Ответ на вопрос есть прямо в самом слове «самооценка» - сам оцениваю... Задайте себе несколько вопросов:
· Я себя оцениваю, сравнивая с кем-то?
· С кем я себя сравниваю?
· Почему я думаю, что я хуже?
· Откуда у меня привычка сравнивать?
Поначалу маленький ребенок ничего не оценивает, он просто постепенно познает окружающий его незнакомый мир через общение: сначала с мамой и папой, потом – с бабушками, дедушками, братьями или сестрами, затем круг расширяется – общение на детской площадке с ровесниками, детский сад и школа. Почти всегда привычка низко себя оценивать формируется в детстве родителями и их окружением. У ребенка в последствии гарантировано будет низкая самооценка, если родители применяли в процессе воспитания следующие техники:
· постоянно приводили других детей в положительный пример;
· не хвалили ребенка за успехи;
· часто ругали без причины.
Далее в процессе становления человека, на формирование его представлений о себе оказывает влияние его окружение, родители, друзья, учителя и оценка собственных результатов. Проверьте уровень своей самооценки, ответьте на вопрос, свойственны ли вам следующие состояния:
- Самоедство
- Обидчивость
- Застенчивость
- Страх ошибки
- Чувство вины
- Жалость к себе
- Неуверенность в себе
- Сложность отказывать (говорить «нет»)
- Зависимость от чужого мнения
- Часто делаете, то - что вам не хочется
- Сравниваете себя с другими, не в лучшую для себя сторону.
Все перечисленное приводит к тому, что человек пассивно проявляет себя в социальной жизни, стремится избегать внимания к себе, боится ошибок и возможных конфликтных ситуаций. В итоге, это приводит к частому подавлению собственных желаний и постепенному формированию психологии жертвы.
Низкая самооценка ведет к неуверенности в себе и своих силах, появляется страх: «Я не смогу», «Я не справлюсь», «У меня не получиться». Из-за страха ошибиться и не соответствовать стандартам или потому, что нужно делать то-что, что совсем не хочется, человек начинает под разными предлогами избегать действий, откладывать их на потом. В психологии это избегание получило термин «Прокрастинация». Дела постепенно накапливаются, множатся, затем, все-таки делаются или с опаской и в неполную силу, т.к. действует деструктивная установка: «у меня не получится» или в авральном режиме, что часто означает плохое исполнение и низкие результаты. Плохие результаты еще больше убеждают человека в его неуверенности в себе, только с еще более сильными негативными эмоциями и дальнейшем снижении самооценки. Это можно представить в виде следующей схемы:
По такому замкнутому кругу можно бегать всю жизнь, повторяя раз за разом ошибочный поведенческий паттерн, навешивая на себя ярлык «неудачника» и не видя выхода из сложившейся ситуации. В сложных случаях повторяющиеся неудачи и растущая неудовлетворенность собой, со временем, могут привести к потере смысла жизни и депрессивному состоянию. Выход, из которого, уже потребует психиатрическую помощь и медикаментозную поддержку.
Еще больше полезного по психологии вы найдете в моём телеграм - канале: https://t.me/turtanoval_psy