Традиционные монголы старого времени - они не только на одном месте жить не очень умели, с добычей полезных ископаемых дело у них обстояло ещё хуже.
При этом Монголия богата сырьём почти как сопредельная Восточная Сибирь, только вот внутренний спрос невелик и с инфраструктурой проблемы.
Но один моногород на большом месторождении в стране всё же появился, и странно что не больше.
Всё же по своему экономическому и политическому положению Монголия в своё время не очень отличалась от ещё одной союзной республики.
И страна эта так малонаселённа и так бедна на города, что построенный в 1970-е годы на медном месторождении город Эрдэнэт быстро стал третьим по размеру городом страны, не очень отставая от второго (Дархан).
Именно Эрдэнэт до сих пор - самый русский город Монголии.
Хотя русских (в смысле советских) тут осталось от силы несколько сотен человек.
Но когда-то их было гораздо больше, и в своей основной, многоэтажной части Эрдэнэт мало отличим от крупного города по ту сторону российско-монгольской границы, и тут чувствуется гораздо меньше монгольского или китайского, чем в соседнем Дархане.
Хотя вот такое оформление подъезда многоэтажки сложно представить себе в России:
Или вот какие-то то ли просто стенды, то ли деградировавшая автобусная остановка:
Над автовокзалом возвышается бетонный памятник монголо-советской дружбе ("найрамдал" - третье слово по-монгольски, которое я выучил), в целом очень знакомый по стилю, но обильно покрытый мозаиками (кажется, это общее свойство всех монгольских монументов советского периода).
Слово "найрамдал" ("дружба") увидишь тут ещё не раз - так, такое же название носит центральная (и единственная) городская площадь.
С одной стороны - администрация местного Орхонского аймака (региона), с другой - старый универмаг и спорткомплекс.
Что ещё нужно в настоящем городе?
С позднесоветской по облику архитектурой и памятником какому-то мало известному за пределами Монголии деятелю это место больше всего напоминает какой-нибудь североказахстанский город.
Хотя на самом деле это памятник Анандыну Амару, не последней в истории Монголии фигуре: он дважды был премьер-министром страны, в 1920-е и 1930-е годы.
Где центральная площадь - там и центральная улица.
Она проходит вдоль всей основной части Эрдэнэта с запада на восток, на востоке проходя мимо автовокзала вливаясь в основную дорогу в сторону Дархана и Улан-Батора.
Вдоль улицы можно найти ещё пару скверов, пешеходные галереи и вообще больше общественных пространств, чем встречается в десятке обычных монгольских городов сразу.
Есть в Эрдэнэте большой рынок со степными монголами в национальных одеждах, и огромный малоэтажно-юртовый район на западе города, но в эрдэнэтских микрорайонах реально можно почувствовать себя на родине (особенно если ты не упарываешься по сериям многоэтажек, которые тут всё же другие, чем даже в Бурятии).
И даже дворы в этом городе не монгольские, а практически наши - озеленённые, часто даже с благоустройством.
Но фон - всё равно покрытые степью и кусками леса пологие монгольские горы.
В Эрдэнэте провёл несколько лет своего детства украинский президент Зеленский (его отец-инженер долго работал здесь и даже основал монгольскую школу кибернетики), и в свете нынешних печальных событий это ещё один штрих к тому, насколько настоящий Советский Союз отличался от того его искажённого образа, который нам пытаются продать теперешние руководители нашей страны.
Как и полагается крупному советскому городу рядом с большой индустрией, построенному после войны и за короткое время, Эрдэнэт в своей основной жилой части имеет прямоугольную планировку - это несколько больших микрорайонов.
В нескольких километрах к западу, в соответствии с розой ветров, находится промзона - сначала ТЭЦ (как и все такие объекты в Монголии, работает на угле), а чуть выше тянутся отвалы Эрдэнэтского ГОКа.
Кстати, традиционное монгольское название этого места - "Эрдэнэтийн-ово" - буквально переводится как "Гора Сокровищ", так что местные что-то знали о содержании здешних недр задолго до того, как сюда приехали командированные советские строители и специалисты.
Чего в Эрдэнэте, как и во всех монгольских городах кроме Улан-Батора, не хватает после России - это привычных нам больших супермаркетов, да и автовокзал представляет собой просто навес, без касс и какого-то помещения.
С городским общественным транспортом в Эрдэнэте (как и во всех монгольских городах кроме Улан-Батора) неважно - его просто нет, а из междугородних автобусов есть только улан-баторские и какие-то пригородные.
Ну ещё может проходящие на озеро Хубсугул, монгольский Байкал, которое лежит в нескольких сотнях километров западнее.
Конечно, подобный индустриальный город советского типа (да и любого другого типа, с таким-то объёмом добычи полезных ископаемых) не мог обойтись без железной дороги, и пассажирские поезда сюда тоже ходят.
Вот только расположен вокзал в промзоне, километрах в 7 западнее основной части Эрдэнэта, и в условиях отсутствия городского транспорта это становится проблемой.
Прибавьте к этому отсутствие актуального расписания Монгольской железной дороги в русскоязычном и англоязычном сегментах Интернета, и в общем станет понятно, почему мой изначальный красивый план о достижении Улан-Батора из Эрдэнэта ночным поездом так и не был реализован. Только на улан-баторском вокзале, где можно обнаружить расписание движения почти всех поездов страны, я выяснил, что ехать поездом из Эрдэнэта в столицу не слишком удобно: выезжаешь вечером, ночью прибываешь в Дархан, там пару часов ждёшь и пересаживаешься уже на поезд до Улан-Батора, куда приезжаешь ранним утром.
Хотя, учитывая разобранную (в прямом смысле) автодорогу между Дарханом и Улан-Батором, возможно, железная дорога - это не самый плохой вариант...
Ещё в Эрдэнэте, как это обычно бывает в Монголии, не очень хорошо с парками.
Самый большой Детский ("Хуухдийн") парк, примыкающий к городу с юга и даже снабжённый несколькими аттракционами, в основном представляет собой исхоженный овцами кусок степи.
Единственный парк внутри городской застройки, почему-то "Молодёжный" (ну типа ребёнком ты проводил время на краю Эрдэнэта, подрос - и переместился вглубь микрорайонов) расположен прямо за зданием администрации Орхонского аймака, что на главной площади Дружбы.
Парк украшен моделями всяких природных достопримечательностей Монголии (в основном гор), сделанных из чего-то вроде раскрашенного папье-маше (я наступил и чуть не провалился).
Это стиль уже даже не Китая, а страны настоящего, глубокого Третьего Мира.
В этом же парке, по стенам - плиты с указанием статистических данных всех монгольских аймаков - видимо, для повышения уровня молодёжной эрудиции.
Впечатляет количество скота: в городских аймаках (Улан-Батор, Дархан) его столько же, сколько людей, а в сельских его на порядок больше.
А в центре папка - новенькая башня в стиле "монгольский историзм", а внутри неё - диорама, посвящённая главным событиям в жизни Чингисхана.
Редкий пример, когда на местности заметно почитание этого деятеля, который, хотя был и остаётся главным национальным героем, не в каждом регионе Монголии есть ему памятник.