Это всё от книжек твоих, говорила мне бабушка, когда, после обязательной проверки зрения в школе, выявили у автора близорукость. И атропин закапали, и на первую парту определили. Но шекспировских размахов трагедия достигла с приобретением очков. У кого четыре глаза, профессор кислых щей и прочие школьные обидности. Да и «очёчные» модели в начале 80-х были так себе – выбор скромный, и всё каких-то убогих форм и цветов. Из экочерепахи.
Что характерно, «трагедия» повторилась уже с дочкой, спустя двадцать лет, несмотря на то, что «очкариков» в классе было в разы больше, гимназический контингент поинтеллигентнее, а ассортимент оправ – огромен. Спасла ситуацию тогда, как ни странно, кумирша тогдашней школоты Собчак, зачем-то нацепившая на себя этот девайс. Ума и солидности не добавилось, но очки у девочек стали резко модными, даже с простыми стёклышками стали носить. А потом и линзы-«невидимки» появились, совсем красота. Это, как вы понимаете, присказка, «разгон» перед основной темой – нарушением аккомодации глаза.
Наша оптическая система уникальна в плане «самонаведения». Процесс этот естественный и рефлекторный – стоит нам «положить взгляд» на какой-нибудь объект или субъект, глаз самостоятельно на нём и сфокусируется. Это и есть аккомодация. Как это происходит?
Итак, мы открываем глаза – поднимаем «защитные шторки», они же веки. Как Вий, только самостоятельно и безопасно для окружающих. Свет проходит прозрачное круглое «стёклышко» - роговицу, достаточно сильную линзу (около 40 диотрий). Правда, статичную, кривизну менять никак не умеющую.
В естественной «диафрагме» глаза – радужке – у нас специальное отверстие, зрачок. Саморегулирующийся в зависимости от освещения. И затем уже изображение попадает на вторую природную линзу, хрусталик, о котором мы не успели поговорить в предыдущей статье. Исправляемся.
По сути это прозрачное, покрытое тонкой капсулой эпителиальное образование без нервов, кровеносных и лимфатических сосудов. И, тем более, собственных мышц, поэтому сам по себе форму менять не может, хотя достаточно мягкий и гибкий (особенно в детском и юном возрасте).
Для этого есть отдельная мышца – ресничная или цилиарная, которая «держит» с помощью связки (цинновой, по автору) хрусталик в подвешенном состоянии и изменяет его кривизну по ситуации.
Затем световой пучок проходит через следующую прозрачную среду, стекловидное тело (пока его оставим в покое) и только потом попадает на сетчатку, где и «ловится» чувствительными клетками.
Всякие помутнения природных «стёклышек» (роговицы, хрусталика, стекловидного тела) разберём в следующей статье, а сейчас представим, что они у нас без изъянов (надеюсь, так оно и есть). Только что с конвейера цейссовской фабрики.
В норме, когда сам хрусталик гибкий, а мышцы, им управляющие, в тонусе, «картинка ложится» точно на заднюю стенку глаза. В
Но похвастаться таким «зрением на единицу», к сожалению, могут не все. Во-первых, в детстве глаз интенсивно растёт, и в норме «оптическая система» за этим ростом успевает «перенастроиться». Но по ряду причин аккомодационная мышца начинает ослабевать. Тут и наследственная предрасположенность, и конечно, чрезмерная нагрузка на зрение. Если раньше главным «повреждающим» фактором было неправильное освещение, то сейчас другой бич – экраны различных устройств.
Не призываю родителей «отобрать и расколотить», без девайсов сейчас никуда. Да и вся мировая индустрия смартфоно- и планшетостроения играет против вас, рисует виртуальные миры всё изощрённее. А вот построить правильный режим своему «дитю», заинтересовать реальным миром – задача не из лёгких. И не цель этой статьи, как и канала в целом. Потому, вернёмся к делам нашим скорбным, близорукости, или, по-научному, миопии. Выглядит она так.
Картинка проецируется перед сетчаткой, не достаёт до неё. И каждый миллиметр такого «разрыва» – три диоптрии. То есть, слабая степень миопии. Будет 3-6 диоптрии – уже средняя, более 6 – сильная. Такие циферки для окулистов нужны, очки подбирать, нам сподручнее «оперировать» знакомыми с детства дробями. Напомню на всякий случай нашу родную таблицу Сивцева.
На ней, кстати, слева и диоптрии написаны, но мы и так знаем - видим десятую строчку – это единица, идём в Робин Гуды. Только Шэ-Бэ – в магазин «Оптика». Для маленьких детей другая таблица (Орловой), с грибочками-лошадками, для интуристов голландец Снеллен придумал ещё в 19-м веке таблицу с латиницей, есть чарты и с иероглифами, и прочей клинописью.
Сколько метров до таблицы, очерёдность глаз и так далее – это всё детали, главное – какую строчку видим. А вот, зачем, если близорукость выявили, капают что-то в глаза? У нас, ещё в советской школе это был атропин, ходил потом два дня, как по океану подсолнечного масла (такая ассоциация в детском мозге возникла), всё расплывчато вокруг.
Посмотрел клинические рекомендации по миопии – «держится старичок» до сих пор! Хотя и не на первых ролях. В основном применяют сейчас циклопентолат (1%, двукратно) или более слабый тропикамид (0,5-1%). Препараты эти являются мидриатиками, то есть расширяют зрачок на некоторое время и позволяют через него рассмотреть глазное дно. В каком состоянии сетчатка, её сосуды и зрительный нерв. Исключить более серьёзные заболевания, при которых также страдает острота зрения. Терапевтического эффекта тут нет совсем, просто подготовка к диагностической процедуре, вот и всё.
Расслабление ресничных мышц (циклоплегию) как способ лечения, применяют при других болезнях глаз (глаукома, иридоциклит) более длительными курсами и в составе комбинированной терапии.
После проверки зрения, визометрии (иногда это делают не "табличным" способом, а с помощью более точного аппарата - рефрактометра) и исключения более серьёзных глазных болячек, приступают к следующему этапу. Нет, не лечению – коррекции, помощью очков и линз.
И периодическому наблюдению у офтальмолога, потому что, к сожалению, ни лекарственных средств, ни «гимнастических методик» развернуть процесс в обратную сторону не существует.
Тем более, волшебных «глазных» продуктов типа черники и морковки. Витамин А, конечно, штука полезная, но близорукость не устранит. Кстати, сказка о волшебной силе морковки, якобы улучшающей зрение, придумана англичанами во вторую мировую. Когда их ПВО «внезапно» улучшила показатели «сбиваемости», а использование радиолокаторов нужно было сохранить в тайне. Вот и запустили байку про особую морковную диету у лётчиков.
Основная тактика при детской миопии – дождаться, когда у маленького пациента глаза перестанут расти, а оболочки окончательно окрепнут. Тут и помогут специальные упражнения для тренировки глазных мышц – от «метки на стекле» до «ракетки» (подробнее расскажет и покажет ваш окулист). Иногда остановить прогрессирование миопии помогут специальные ортокератологические линзы - ОКЛ (осторожно, противопоказаний – множество).
В большинстве случаев так и происходит, многомиллионная армия миопов пополняется ещё одним «бойцом». По данным ВОЗ цифра приближается к миллиарду, и это только те, кто хоть раз смотрел на таблицу «ШэБэ». Ничего смертельного, чай, не охотники с собирателями, белку в глаз бить не надо, а картинка на компьютере одним кликом увеличивается. Да и очков с линзами сейчас – на любой кошелёк.
Но бывают случаи, когда близорукость не только практически лишает человека возможности нормально жить, но и может привести к грозным осложнениям – истончение и дистрофия сосудистой оболочки глаза, катаракте и даже отслоению сетчатки. Тут без оперативного вмешательства никак не обойтись.
Одни методы направлены на укрепление глазных стенок, это так называемая склеропластика (большая и малая). Совсем близорукость такая операция не устранит, но остановит «неправильное растяжение» глазного яблока, иногда для этого даже вводят «дополнительный каркас» в виде пластинки. Такой подход оправдан, когда глаз ещё растёт, то есть в детском возрасте, у взрослых проводить подобные вмешательства смысла нет. Если сосудистая оболочка уже растянулась и грозит «порваться», то требуется её укрепление - лазерокоагуляция.
Второй способ направлен на изменение кривизны наших природных линз – рефракционная хирургия. «Классическим» или лазерным скальпелем на роговице делают специальные «насечки» (кератотомия), тем самым меняется её кривизна и преломляющие свойства. Понятно, второй способ (лазерная коррекция) менее травматичен. Правда, таким способом убрать можно не более 15 «лишних» диоптрий.
Для исправления более серьёзной миопии требуется уже вмешательство на второй линзе – хрусталике. Или его полная замена искусственной линзой, или добавление ещё одной, факичной или факической. К английскому ругательству это слово отношения не имеет, даже пишется у них через рн-. Такую имплантацию стали применять ещё в 60-х годах прошлого века, но по цене «кусается» и сейчас – тысяч 100-150 стоит (лазерная коррекция раз в пять дешевле).
Вот такая статья получилась – начали, как обычно, с хиханек-хаханек, а закончили деньгами. Что делать, в товарно-рыночное время живём. Остаётся только посоветовать беречь глаза смолоду и не забывать про гигиену зрения и в зрелом возрасте. А это ещё зачем? Глаз-то уже сформирован, ничего не растягивается, наоборот, уменьшается и «сохнет». Как это повляет на близорукость? Правильно, никак. Даже, наоборот, приходит старческая дальнозоркость (гиперметропия), и картинка смещается «за глаз». Жить можно, только подстерегает тут другая беда – мутнеют наши линзы с годами. Отчего такое происходит и как с этим бороться – уже в следующей статье.
Будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!
Приобрести книгу «Жить – хочется!» Часть 1 можно тут.
Вторая часть, про другие органы и их болезни – здесь.
Уже и третья вышла, сердечно-сосудистая. Находится она по этой ссылке.