Часто в связи со смертью Пушкина, упоминают его жену Натали Гончарову, как виновницу роковой дуэли. Но так ли это, и действительно ли Натали виновна?
Товарищ и наставник Пушкина, поэт Василий Жуковский, писал своим друзьям о том, что удовлетворён женитьбой Александра, радовался за друга, говорил, что в выигрыше все: и душа Александра Сергеевича, и жизнь, и поэзия. Натали и вправду была хороша собой, скромна. Пушкин ее боготворил. Одна незадача - невеста была бедна. В бедственное положение её семью поставил дед, который промотал многомиллионное состояние и ещё много задолжал. Долги унаследовал Николай Гончаров, который сам был пристрастен к бутылке и со временем стал для семьи не опорой, а обузой.
Все твердили о природной скромности Нальи Николаевны и даже о некоторой отчуждённости и холодности. Когда Пушкин пел ей дифирамбы о ее красоте, она отвечала, что красотой своей гордиться не может, потому что это не ее заслуга, а награда Божья. Этой «божьей наградой» пыталась воспользоваться предприимчивая мать Натальи Николаевны - Наталья Ивановна Гончарова. Видя, что дочь растёт красавицей, она рано стала вывозить девочку в свет, пытаясь побыстрее и повыгоднее устроить ее судьбу. Юную Наташу учили, как себя вести, с кем говорить, что говорить, кому отказывать…
Будучи девочкой неглупой, Натали прекрасно понимала, что балы — это не развлечение, а выставка невест. Осознание того, что ее выставляют, как лошадь, на продажу, привело к тому, что всю свою жизнь Наташа не любила светские мероприятия и встречи с сильными мира сего. Даже встреч с императрицей она старалась избежать и уходила в дальние уголки сада, как будто на прогулку. А забота о сёстрах вынуждала вывозить в свет и их. На этих балах Наталья Николаевна неизменно была окружена вниманием и поклонниками. Пушкин тоже не смог устоять перед обаянием 16-летней Наташи. Он даже решил жениться, несмотря на то, что всегда был свободолюбивым и не показывал до этого подобных желаний.
Первое его сватовство оказалось неудачным — Пушкину отказали. Александр Сергеевич не был богат, а мать Натальи Николаевны не оставляла надежд повыгоднее продать красоту своей дочери и за счет будущего зятя поправить материальное положение семьи. Дело осложнялось тем, что Наталья, похоже, была влюблена в честолюбивого бессеребреника Пушкина.
Возможно, поэту в лицо сказали о том, чтобы не появлялся с предложениями, пока у него не будет денег. Потому повторное его сватовство состоялось через два года, как только он унаследовал часть имения, доставшуюся ему после смерти дяди.
Наталья Ивановна тут же запустила руку в карман будущего зятя, выманив немалую часть денег, полученных за имение. Чуть ли не половину небольшого наследства она забрала у Пушкина «на приданое» дочери. Желание во что бы то ни стало жениться на Натали заставило поэта смотреть на жадность будущей тещи сквозь пальцы. Он отдал ей 11 тысяч, а себе с будущей женой оставил 17 на то, чтобы купить всё необходимое и прожить год.
Но в канун свадьбы тёща заявила, что средствами на карету семья не располагает и прибыть на венчание не сможет. Тогда Александр Сергеевич послал ещё тысячу рублей, и свадьба все же состоялась. Пушкин с самого момента венчания был уверен, что брак будет несчастливым. Виной тому были дурные знаки, сопровождавшие церемонию бракосочетания. Венчание состоялось в Москве на Большой Никитской в церкви Вознесения Господня 2 марта 1831 года. Храм находился на стадии реконструкции. Говорят, что во время обряда якобы случайно упал крест, а за ним и святое Евангелие. Потом у Александра в руках погасла венчальная свеча. Вдобавок ко всему расстроенный Пушкин уронил на пол кольцо.
Есть ещё и предание, что череду дурных примет продолжило еще одно происшествие. В спальне тёщи, когда та вернулась со свадьбы дочери, со стены вдруг сорвалось зеркало и разбилось в мелкие осколки. Но всё это больше похоже на "преданья старины глубокой".
Настоящая беда в том, что молодой супруг оказался жутко ревнив. Так бывают ревнивы повесы и ловеласы, считающие, что все вокруг тоже такие же. Но на деле вряд ли было время флиртовать у Натальи Николаевны, если за шесть лет замужества она пять раз была беременна и родила четверых детей. Одна из беременностей оказалась неудачной. Светские дамы судачили о том, что беременная Натали переусердствовала, танцуя на балу.
В то же время "солнце русской поэзии" блистало на приемах и становилось притчей во языцех. В свете судачили даже о том, что у него роман с Александрой, сестрой жены, а у кровати поэта, говорят, даже была найдена её цепочка с нательным крестиком. Поэт, болезненно воспринимавший слухи о жене, а к своим приключениям относился достаточно легко. Он будто не придавал важности собственным похождениям и не был серьёзен даже перед роковой дуэлью. Эту ночь Александр Сергеевич с приятелями провёл в трактире «Вольф и Беранже» и, дождавшись своего секунданта Данзаса, прямо откуда отправился на Черную речку.
Пушкин прекрасно понимал, что ждет его бедную жену после его кончины, и, мучаясь от смертельной раны, все повторял, что свет теперь обвинит ни в чём не повинную Наташу. А сам Дантес писал, что он имел всех женщин, каких хотел, кроме той, которую все подозревали.
Наталья Николаевна осталась чиста перед мужем, но какое дело было до того обществу? Для злых языков она была виноватой уже в том, что стала женой талантливого и известного своим свободомыслием Пушкина. Рядом с другим человеком судьба её сложилась бы совсем по-иному. А впрочем, так всё и получилось, только 6 лет спустя.
Ирина Аниканова-Коломыченко