Сейчас ученых, особенно в нашей области, которые знают все, как мой муж, — почти не осталось. Идет узкая специализация: например, он знает в Египте Среднего царства скарабея от этого до этого тысячелетия, в этом он специалист, а дальше он почти ничего не знает.
Я говорю молодым сотрудникам:
— Как так! Я знаю все вещи, которые у нас в музее хранятся, а вы их не знаете. Кто такой вот этот художник?
— Этот? А я его не знаю.
— Как вы не знаете?
— А я им не занимался.
— Но он же в нашей коллекции!
— А я на него не обращал внимания.
Чудовищно! Он специалист по второй половине XIX века — он знает только этих художников. Кто что делал рядом — не знает. Французов знает, немцев не знает. Огромная проблема отсутствия любопытства. Поэтому я повторяю: когда молодой человек приходит работать в музей, он должен начать с того, что водить экскурсии по музею. Так он хоть немножечко представит себе историю искусства в целом, хотя бы на примере нашего собрания. Уже на моей памяти менялись оценки каких-то периодов.
Сейчас очень выдвигается на передний план Древний Египет.
Сегодня он помогает в осознании каких-то современных проблем художественной культуры. В какой-то момент очень важным для художников стало искусство иконы. В свое время Анри Матисс и окружавшие его мастера многое почерпнули в африканском искусстве. Практически до конца XIX века о нем никто не знал, никому оно было не нужно, и вдруг европейские художники нашли в нем новые импульсы и источники для собственного творчества. Не всегда легко объяснить, почему это происходит, но так происходит, и это надо понимать.
Этот пульс художественной жизни мира, или хотя бы Европы, что очень важно, музеи помогают осознать, потому что они обладают коллекциями. Многие специалисты прослушали курсы истории искусства в ВУЗе, но ведь там идут по вершинам: они изучают творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и все. А того же Джулио Романо в университете уже не знают.
Или изучают Боттичелли, но уже не Луини, только Леонардо да Винчи, но не его учеников. А в музее студенты видят эти вещи, и тогда они идут вширь, а не только по главным остановкам. Поэтому так важно искусствоведам работать в музее, у нас можно видеть, а визуальная культура очень много значит. Я студенткой 99 процентов того, что знаю сейчас, просто не знала. А где я могла познакомиться с этими художниками?!
Перуджино я знала только потому, что он был учитель Рафаэля, но я не представляла себе его картин. Итальянское искусство всегда почиталось, но его изучали на великих примерах. Мало кто знал Пьеро делла Франческа, мало кто знал Андреа Мантенья или Филиппо Липпи знали, а Филиппино Липпи уже знали меньше.
Книга «Об искусстве и жизни. Разговоры между делом»(12+) - размышления Ирины Александровны о жизни, об искусстве и рассказы о близких ей людях: Лидии Делекторской, Святославе Рихтере, о Марке Шагале и Александре Тышлере, о Илье Зильберштейне и Борисе Мессерере. Данные тексты были записаны во время съемок передачи «Пятое измерение», которую телекомпания А.В. Митрошенкова AVM-Media выпускала по заказу телеканала «Культура» с 2002 по 2020 годы.
Авторская программа «Пятое измерение» для Ирины Александровны стала возможностью напрямую говорить со зрителями об искусстве, и не только об искусстве и художниках былых лет, но и нынешних творцах и коллекционерах. «Пятое измерение» стало ее измерением, тем кругом, в котором сконцентрировался ее огромный мир.
Перед вами портреты мастеров ХХ века, но и рассказы Ирины Александровны о ней самой, о ее жизни.
Приобрести книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a005b2l
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :