Конспект НОД по ФЭМП на тему " Счет в пределах 8;образование числа 8"
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные: Формировать считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. Формировать умение сравнивать до 6 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, использую слова: самый высокий, ниже, ещё ниже… самый низкий и (наоборот). Закреплять знания о частях суток, последовательности дней недели. Упражнять в образовании прилагательных. Продолжать формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие: развивать социальные навыки умения работать в группе; находить решение и делать выводы. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память и речь, мелкую моторику рук, ритмичность движений.
Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, умение внимательно слушать.
Средства реализации:
Демонстрационный материал. Красные и жёлтые осенние листья (по 8 штук), 6 плоскостных изображений грибов разной длины, мяч.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, берёзовые и дубовые листочки (по 8 штук на каждого ребёнка), наборы полосок разной длины.
Методические приемы:
Игровой прием – использование сюрпризных моментов; загадывание загадки;
Наглядный метод – использование иллюстраций;
Словесный метод – напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, физкультминутки, поощрение.
Ход ООД.
Организационный момент.
Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает загадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года, как оно зовётся? (Осень.)
Сегодня мы будем заниматься математикой, а поможет нам наша гостья - золотая осень.
-Вспомните и назовите части суток.
- Какая часть суток сейчас?
- Какая наступит после?
- В какое время мы ужинаем?
-А в какое время мы спим дома?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
-Какой день недели будет завтра?
-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, пройдите на свои места.
Дети садятся на свои места за столами.
2.Основная часть занятия.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько осенних листьев подарил нам листопад. Давайте их посчитаем.
Воспитатель вызывает одного ребенка и просит расположить на доске семь жёлтых листочков, а затем под ними выложить столько же красных листьев.
- Что можно сказать о количестве жёлтых и красных листьев?
Дети: Их поровну, жёлтых листьев столько же, сколько и красных.
Воспитатель: К семи красным листьям добавляю ещё один лист. Больше или меньше стало красных листьев?
Дети: Больше, красных листьев, стало восемь.
Воспитатель: Сколько красных листьев?
Дети: Восемь.
Воспитатель: Как мы получили восемь красных листьев?
Дети: К семи добавили один.
Воспитатель: Сколько красных листьев?
Дети: Восемь.
Воспитатель: Каким числом можно обозначить количество красных листьев?
Дети: Числом восемь.
Воспитатель: Сколько жёлтых листьев?
Дети: Семь.
Воспитатель: Каким числом можно обозначить количество желтых листьев?
Дети: Числом семь.
Воспитатель: Какое число больше: семь или восемь?
Дети: Восемь больше семи.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы красных и жёлтых листьев стало поровну?
Дети уравнивают количество листьев двумя способами, и объясняют, какое число получили и каким способом.
Воспитатель: Дети, посмотрите, на ваших столах лежат осенние листочки с разных деревьев и двухполосные карточки. На верхнюю полоску отсчитайте и положите 7 берёзовых листочков, а на нижнюю полоску – столько же дубовых листочков. На верхнюю полоску положите ещё один берёзовый листочек.
- Каких листочков стало больше?
Дети: Березовых листочков стало больше, чем дубовых.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы листочков на обеих полосках стало поровну?
Дети уравнивают количество листьев двумя способами, и объясняют, какое число получили и каким образом.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой большой букет из осенних листьев. В этом букете листья с разных деревьев. Давайте с ними поиграем в игру «Какой?»
Дети выходят из–за столов и становятся в круг. В руках у воспитателя мяч.
- Я буду по очереди бросать вам мяч и говорить, например: «Лист берёзы», а поймавший мяч, отвечает: «Берёзовый».
Лист дуба – дубовый;
Лист осины – осиновый;
Лист клёна – кленовый;
Лист рябины – рябиновый;
Лист тополя – тополиный;
Лист липы – липовый;
Лист ольхи – ольховый и т. п.
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Дети, посмотрите, на лесной полянке выросли грибочки.
- Что можно сказать о высоте грибов.
Дети: Они разные по высоте.
Воспитатель: Давайте, расставим грибы по высоте.
Воспитатель вызывает одного ребенка и просит расставить грибы по порядку, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким. Просит детей проследить за правильностью выполнения задания.
Воспитатель: А теперь дети предлагаю поработать парами с раздаточным материалом. Дети разложите полоски вертикально, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
Воспитатель: Какого цвета полоска самая высокая?
Дети: Красная
Воспитатель: Какого цвета самая низкая?
Дети: Фиолетовая.
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались? Что вам запомнилось? Если вам понравилось сегодня заниматься предлагаю поднять улыбающиеся смайлики, а если не понравилось, поднимаем грустного смайлика.