В 1965-м году Якову Батюку было присвоено звание Героя Советского Союза за организацию и успешную деятельность подполья в городе Нежине на Украине.
И не потому, что в годы Великой Отечественной никому было не известно о его подвиге и героической гибели. А потому что он был сыном раскулаченного человека, не партийным и даже не комсомольцем.
Детство и юность
Батюки жили на Волыни, под сегодняшним городом Житомир. Крестьяне, пятеро детей, понятно, что жили бедно. В 1918-м родился Яков. Мальчику было всего два года, когда он ослеп, переболев оспой. Можно сказать, что ему повезло, что это произошло так рано. Яков не видел, зато все другие органы чувств у него развились намного лучше, чем у других людей.
Поэтому он не чувствовал себя из-за этого ущербным. Когда немного подрос, даже принял участие в забеге на 100 метров, который сумел выиграть. К тому времени дела семьи улучшились – им выделили участок, на котором они стали выращивать хмель. Семья большая, дети все работают, конечно, появился достаток.
Якова смогли отправить в Киев, где была специальная школа для незрячих. А через несколько лет его родителей и самого старшего брата отправили на постоянное жительство в Сибирь, как кулаков.
Остальные дети жили отдельно, и их не тронули. Один из братьев дал взятку, и Батюкам разрешили вернуться, поселились они в Нежине. Яков окончил университет, и стал юристом.
В 1940-м он уже работал в городе, где жили родители. В 41-м он просился на службу в армию юристом, но его не взяли. А вскоре в город должны были войти немцы. Яков предложил создать подполье, и для этого подобрали людей.
Организация подполья
Однако, когда пришли немцы, все, кого собирались привлечь к работе, испугались, и Батюк остался один. Нужно было искать верных людей, и этим занялась сестра Якова. Набралось полтора десятка человек, и начали они с листовок. Далее сеть подпольщиков расширялась, и они смогли провернуть первое большое дело.
Тогда молодежь Нежина собирались угонять в Германию на работу, и Батюк с помощью медиков добился того, что в городе распространились ложные симптомы тифа. Дела у подполья шли хорошо, но нужна была связь с Москвой. Яков нашел в Киевелюдей, но в серьезность намерений слепого человека не поверили.
В 43-м подполье в Киеве было разгромлено, но про группу Батюка немцы не узнали. Ему все же удалось наладить связь, когда он в лесу отыскал партизан.
Подобрали связного, и получили первое задание – узнать все о немецких частях в Нежине. Одной из подпольщиц даже удалось отравить коньяк в столовой, где обедали офицеры. Бутылка осталась запечатанной, и никого в отравлении не заподозрили.
Когда в городе появились итальянцы, они принялись торговать своим оружием направо и налево. Так что скоро арсенал партизан пополнился. По наводке группы Батюка были уничтожены почти три десятка самолетов, и постоянно шли под откос немецкие эшелоны.
Гибель Батюка и его группы
Понятно, что немцы не могли не замечать деятельность подпольщиков в городе, н обнаружить их не удавалось. Тогда у них созрел план заслать в группу провокатора, и через какое-то время все адреса и явки немцам стали известны.
На свободе остались только те, кому удалось выбраться из города. Остальных пытали, а потом убили. Советские войска освободили город через неделю после этого, всем стало известно о действиях группы Батюка.
Но его беспартийность и родители-кулаки – такой человек, по мнению политработников, просто не мог быть героем. Поэтому о нем благополучно забыли. И те, кто знал о подвиге Батюка, добивались его награждения более 20-ти лет.