«Очередная жертва ЕГЭ» – так пишут, чтобы подчеркнуть безграмотность автора. Почему? Чем советское образование было лучше нынешнего? Почему ЕГЭ стал именем нарицательным? Почему обучение в СССР давало грамотных людей, а современное безграмотных? Давайте разбираться вместе.
Маленькое вступление
Сразу хочу обозначить, «Техно Колибри» будет рассматривать советское образование в рамках математики – это самые нужные для промышленного, военного и экономического роста страны знания.
Я ни в коем случае не хочу обесценить такие предметы как «Химия», «Биология», «География», «Родной язык» или «Литературу». Нет! Просто в данной статьей рассмотрю различие именно математического образования просто потому, что в нём лучше разбираюсь и поэтому могу сравнить.
Каюсь, я не смогу сравнить, например, русский язык – это не моё. Даже в статье о том, почему нельзя делить на ноль, большую часть времени истратила на то, чтобы найти – как правильно писать «ноль» или «нуль». Ну, Вы меня поняли, грамотность не мой конёк)))
Как было в СССР
Математика в Советском Союзе стояла во главе образования. Как бы не спорили со мной лирики, но это правда. Развивающейся стране нужны были инженеры. И они были, благодаря грамотно построенному процессу обучения.
Если на уроке проходили новую тему, то на дом задавали 5 заданий (4 примера и задача). И вот почему:
- Первый пример был легким. Он давал ребенку возможность вспомнить тему.
- Второй пример был сильно похож на первый, но сложнее. Ребенок уже начинал думать и решал его.
- Третий пример был обратный первому и тоже легкий.
- Четвертый пример был сложным, но похожим на третий
- Пятым обязательно шла задача, которая объединяла в себе навыки, которые ребенок применил в предыдущих примерах.
Таким образом, незаметно закреплялась тема как на механическом уровне (решение примеров), так и на практическом уровне (решение задачи).
Кроме того, одинаковое число заданий дисциплинировало ребенка, и он уже знал, что нужно решить 5 заданий.
Что стало сейчас
Примеры на дом задаются вообще непонятно по какому принципу. Просто чтобы решили. Да, они, конечно, идут по теме, которую проходили на уроке. Но это могут быть либо 6 сложных примеров, либо 2-е легкие задачи.
Каждый день задают разное количество заданий. Один день ученик может просидеть 4 часа за выполнением домашки, другой день 15 минут. Это разбалтывает детей. Ребенок не может понять, все ли заданные примеры или задачи он решил.
Начинается переписка между учениками или родителями в школьном чате. Час уходит только на то, чтобы выяснить: какое же количество примеров задали на сегодня…
Как было в СССР
В 1932 году под руководством Попова, Гурвица и Гангнуса была разработана новейшая программа для математики, в которую вошли аналитическая геометрия и математический анализ.
Математики посчитали необходимым, чтобы обычные люди в советской школе проходили элементы математики, которые ранее были доступны только в платных учреждениях царской России. И они не просчитались.
Как вы думаете, кто разрабатывал учебники для школы? Депутаты? Чиновники? Конечно же нет! В послевоенные годы учебники по математике разрабатывались математиками-практиками: простым земским учителей Киселевым, а после А.Н. Колмогоровым, Л.С. Понтрягиными А.Н. Маркушевичем.
Киселевские учебники – это эталон. В 40-х годах 80% детей знало математику благодаря этим учебникам, потому что писались и составлялись они педагогом, понимающим восприятие материала ребенком.
Советское образование сыграло огромную роль в поднятии страны из руин в послевоенные годы. Все мы знаем про советские достижения в науке и технике!
Студенты, закончившие 5-летнее высшее образование, становились полноценными грамотными специалистами. Именно они подняли страну на мировой уровень и с СССР стали считаться во всем Мире.
Как стало сейчас
Учебники выпускаются чуть ли не каждые 5 лет новые. В учебниках большое количество орфографических и пунктуационных ошибок. Кроме того, сама методика полностью разбита, вырваны или переставлены куски. Стало меньше технических заданий, решений примеров. Стало больше заданий на логику, которую иногда и родители могут понять с трудом.
Почему это произошло?
В конце 70-ых годов «новые умы» пытались изменить учебники по математике. Тогда началась настоящая война:
Лучшие из математиков АН СССР, наиболее граждански ответственные (академики А.Н. Тихонов, Л.С. Понтрягин, В.С. Владимиров и др.) вступили в открытую и бескомпромиссную борьбу с реформаторами. По их инициативе бюро отделения математики АН СССР приняло 10 мая 1978 г. постановление:
«Признать существующее положение со школьными программами и учебниками по математике неудовлетворительным как вследствие неприемлемости принципов, заложенных в основу программ, так и в силу недоброкачественности школьных учебников. Принять срочные меры к исправлению положения. Ввиду создавшегося критического положения, рассмотреть возможность использования некоторых старых учебников.»
А.А. Логунов говорил:
«…качественное образование складывается многими десятилетиями и поэтому недопустим «крутой поворот». Реформаторы не понимают существа дела. Суть их идеологии — «наукообразие» и закономерное следствие этой идеологии — вредоносные учебники и отвращение учащихся к точным наукам вообще.»
Зачем кому-то понадобилось развалить то, что прекрасно работало и давало блестящие результаты? Выпускники наших советских школ и студенты ВУЗов были одними из самых образованных и математически подкованных в мире. Наши умы старались «купить» многие страны мира.
Однако процесс уже был запущен. И для настоящей прикладной фундаментальной математики – это было началом конца.
Выписка из статьи «Реформа школьной математики 1970—1978 и ее последствия»:
«Студенты первых курсов испытывают затруднения при операциях с дробями, при выполнении простейших алгебраических преобразований, решении квадратных уравнений, действиях с комплексными числами, построении простейших геометрических фигур и графиков элементарных функций. Это объясняется в значительной мере несовершенством существующих школьных программ и учебников по математике»
В 1995 году было проведено исследование, которое показало, что только 37% учеников из 5-го класса могут решить задачу (в 1950-1970 годах эту же задачу решало 83,5% пятиклассников):
«В классе 28 человек. Отношение числа девочек к числу мальчиков равно 4/3. Сколько в классе девочек?»
В конце 80-90-ых годов это всё списывали на финансовые трудности страны. Кроме того, начали печатать дешевые новые учебники.
Старались поскорее «изжить всё советское» - вон, на Западе не решают столько примеров, а нам тогда зачем? Нужно быть логически гибкими, а не математически сильными! Искореняем всё совковое отстойное, внедряем все западное лучшее, ура!!!
В 2000 году на Всероссийской конференции «Математика и общество» был сделан неутешительный вывод:
«Вызывает сомнение недооценка арифметики, ограниченное внимание к содержательным задачам, ослабление геометрии, представляется недостаточной тренировка в логических рассуждениях.»
Что мы имеем в итоге
Советское математическое образование – это цельный курс арифметики, которую преподавали до 6-го класса и потом поддерживали вплоть до выпускных классов. Эти знания были фундаментальными. Арифметика плавно переходила в алгебру, геометрию и математический анализ.
Сейчас же арифметика до ужаса урезана. Классическая методика решения систематизированных типовых задач, которая давала ученику неторопливо и основательно развивать математическое мышление – полностью уничтожена.
Появились «логические задачи», которые своим безобразием перечеркивают то воспитание, которое нам прививалось годами. Алгебра и геометрия идут как вообще отдельные предметы. Поэтому на ЕГЭ дети не имеют обычных вычислительных навыков.
Неужели никто этого не видит?
Видят! Учителя бьют тревогу, многие пишут, что нынешняя система образования не пригодна для обучения.
А еще слово «репетитор», которое появилось в конце 90-х годов и сейчас крепко укоренилось в мозгу современных родителей. Без репетитора теперь не поступишь. В советское время практически не знали, что такое «репетиторы» и поступали своими силами, потому что просто хорошо знали школьную программу и не больше.
Немного в защиту компьютерных технологий
Сейчас всё спихивают на компьютерные технологии. Везде пишут, что дети, много сидят за компьютерами и поэтому наступает общая деградация образования. У них развивается атрофия способности анализировать информацию.
Ничего подобного!
Внимательно проследите за современными детьми – они могут играть в онлайн-игру (причем активную, нажимая многочисленные комбинации кнопок, которые нужно не только заучить, но и правильно применять) – смотреть в это же время на телефоне видео – и в это же время общаться с родителями.
У детей появилась многозадачность, и они с ней прекрасно справляются.
Они осваивают интернет и программы с такой легкостью, как будто у них с рождения заложены эти знания. Так что то, что компьютеры деградируют детей – это абсолютная ложь.
Это ложная цель – старающаяся увести взгляд от реальной проблемы современного образования.
Это чушь! Это не причина того, что сейчас столько безграмотных детей. Это планомерное разрушение основ математики (и так думаю, что и с русским языком, и с историей, и с литературой происходит тоже самое), которое началось с планомерного развала Советского Союза и идет до сих пор.
Вместо заключения
Беда школьной современной математики в том, что в школе по программе учат одному, а на ЕГЭ проверяется другое. А нормальные добросовестные учителя мечутся между двух огней: дать знания по учебнику или те, которые пригодятся на ЕГЭ.
Например, геометрия на ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе уровня советских городских или областных олимпиад. А знаний у учеников таких нет! Отсюда и головные боли, и бешеный страх перед этими экзаменами, которые советские ученики вообще не испытывали.
Но пока пишут планы и создают учебники не заслуженные учителя-практики и ученые деятели в своих областях знаний, а чиновники в пиджаках – толку не будет.
Именно поэтому, стараясь подчеркнуть безграмотность человека, говорят: «Это очередная жертва ЕГЭ», т.е. выпускники нынешних школ…
Понравилась статья? Лайк – лучшее спасибо! Пишите комментарии – это возможность поспорить и найти истину.