Найти тему
ДетиЛюбят

«Опять двойка» или Как оценивать достижения ребенка

Современная детская жизнь часто связана с системой оценок. Начиная с детского сада, потом в школе и даже во взрослой жизни, в университетах и институтах, людей все время оценивают. Используются разные системы — звёздочки, числовые баллы, фишки; но для получения высокой оценки зачастую достаточно лишь удовлетворить мнение того, кто оценивает, угодить ему.


Сама по себе система оценок, как инструмент самоанализа, вреда не несёт. Но в младших возрастах, до 12-15 лет, оценка может часто восприниматься как оценка лично человека, а не мерило знаний. Согласитесь, по-разному звучит: «Ты сдал некоторые предметы на три» и «Ты — троечник».
К тому же система оценок нередко не учитывает личный прогресс. Например, прогресс от 15 до 5 ошибок на страницу огромный, но за 5 ошибок на страницу текста оценка за грамотность по-прежнему «2».
И последнее. Хотя оценка традиционно считается мерилом качества знаний, она редко учитывает это самое качество. Вызубрил-сдал-забыл или понял суть и научился применять — оценка редко отражает разницу.


Приоритет личным достижениям


Хорошо, если личные достижения ребенка находятся в приоритете перед оценочными системами. Личностный рост и стремление к нему обязательно должны присутствовать в здоровом детском сознании. Классно, когда у детей сохраняется данное природой желание работать над собой и постоянно улучшаться. Важно замечать, получилось ли у ребенка осуществить задуманное или нет. Если он научился чему-то, значит может подниматься на ступень выше в своих знаниях и навыках, чтобы учиться другому. Нормативная оценочная система может действовать по «принципу велосипеда». Мы чему-то учимся, пытаемся научиться. У нас не всё и не всегда получается, мы падаем, а кураторы, педагоги и наставники всегда поддерживают, помогают.


Рассмотрим в качестве примера этапы летней игры «Легенда четырех стихий» в ДетиЛюбят. Самый первый из них – мастер-класс, во время которого мы с детьми вместе учимся разводить костер. Вожатые рассказывают ребятам, как это правильно делается, объясняют технику безопасности. Потом дети сами учатся это делать. Они все познают на практике, «проживают» все полученные знания. Если взрослые видят ошибки, которые требуют исправления, они обращают на них внимание ребят. Помощь со стороны вожатых требуется ровно до того момента, пока ребенок не сможет самостоятельно решить поставленную задачу. При этом его успехи не оцениваются на 3, 4 или 5. Развел костер – все, молодец, получилось, ты это сделал, смог. Не получилось — ничего. Это вопрос времени и затраченных усилий на практику. Только так и никак иначе. Как в случае с велосипедом. Сначала мы выдаем детям краткий теоретический блок по управлению этим нехитрым транспортным средством и показываем, например, собственные успехи, потом он пробует ездить с поддержкой под родительские одобрения и наставления, а затем отправляется в самостоятельный заезд. Сначала корявый, неуверенный и часто заканчивающийся падениями. При этом никаких оценок чадо не получает. Поехал сам, сделал – отлично! Даже спортивные нормативы у юнитов заключаются в том, уложился ребенок в определенный временной промежуток или нет. При этом большое внимание уделяется тому, как дети взаимодействуют с товарищами, с командой.


Оценочная система как таковая – это всего лишь личное мнение кого-то, то есть субъективное понятие. Многие сферы человеческой деятельности нельзя подогнать под такие системы координат. Рисование и практически любой результат творческого труда – самый яркий пример. Преподаватель не может оценивать рисунок ребенка. Это видение автора, которое не предполагает оценки в принципе.
Прекрасно, если образовательный и воспитательный процесс строится на принципе отказа от системы оценок и создании для каждого ребенка системы личных достижений.

-2


Как родитель может помочь ребёнку не пострадать от обучения в оценочной среде?


1. Выбирайте среду. По возможности выбирайте заведения, преподавателей, круг общения, где количество баллов – не единственный критерий взаимодействия с материалом, педагогом, коллегами.
2. Помогайте ребёнку, живя в оценочной среде, заниматься самооценкой. Согласитесь, странно вместо привычного «Что ты получил за ...?» спросить «Как тебе ...?". Но попробуйте, и откроются удивительные вещи. Например, диктант по русскому – это не только испытание на грамотность, но и текст с содержанием и смыслом, в который можно вникать, не забывая о грамотности. Кстати, понимание смысла помогает и в вопросах грамматики. В контрольной по математике задания можно решать не только в предложенном порядке, но и в порядке интересности, сложности именно для тебя и т.д. В конкурсе по танцам, борьбе, художественных работ (подставьте свой вариант) были не только оценки жюри, но и закулисное общение со сверстниками, впечатления о чужих работах и др.
3. Это подводит нас к следующему совету. Ю.Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?" говорит о том, что процесс обучения несёт в себе 4 важных результата:
а) полученное знание, умение;
б) развитие способности учиться;
в) впечатление от взаимодействия с материалом;
г) впечатление от взаимодействия с учителем.
Для развития полноценной личности одинаково важны все 4 результата. Обращайте на них внимание.
4. Своим примером показывайте ребенку заинтересованность в нем, в его результатах больше, чем в оценке. На прямой или подразумевающийся вопрос «Как тебе моя поделка/танец/результат учёбы...?» в дополнение к оценочным «Молодец!», «Класс!» расскажите о чём-то конкретном, что заинтересовало вас. Цветовая гамма, оригинальность решения, синхронность исполнения и т.д. Поинтересуйтесь, что сам автор думает о своём результате (см. пункт выше).
5. И последнее. Возможно, у вас возникнет опасение: такой неоценивающей риторикой не ослабим ли мы, родители, его способность выживать в суровой оценочной среде школы/вуза/работы. Не беспокойтесь, эта самая среда и без вас уже активно готовит его к жизни по упрощённым критериям. Вы же можете расширить инструментарий оценки себя и других. Это лишь повышает шансы ребенка на успех в разных системах координат.