Найти тему
Солнце светит всем

Самое изящное строение парка Ораниенбаум. Павильон Катальной горки-настоящая сокровищница

Как и обещала, сегодня поближе познакомимся с историей павильона Катальной горки в Ораниенбауме. На мой взгляд, среди всех сооружений Верхнего парка, это производит самое сильное впечатление.

Изящный силуэт, нежный бело-голубой цвет, прекрасное оформление, все это великолепно смотрится на фоне неба и деревьев. А внутри здания, хранятся самые настоящие сокровища.

-2
-3

Павильон – часть некогда огромного увеселительного сооружения. Первый такой аттракцион был построен в Царском Селе для императрицы Елизаветы Петровны в 40-е годы XVIII века. В Ораниенбауме же комплекс горки строился при Екатерине II. Это хоть и не очень известный факт, но говорят она, очень любила катание с горок.

-4

Сейчас сложно представить их полный размер. Катальная гора состояла из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сооружение имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, а также три колеи: центральная – для катания, и боковые – для подъема колясок. Катание осуществлялось на специально сконструированных А. К. Нартовым колясочках.

Долгое время автором павильона Катальной горки в Ораниенбауме считали Б. Ф. Растрелли. В 1902 г. архивист, историк А. И. Успенский писал, что в найденных документах Государственного архива Министерства иностранных дел, упоминается вместе с Голландским (Китайским) дворцом гора, которую строил, как и Китайский дворец, архитектор Ринальди. А подтверждением служил альбом с рисунками А. Ринальди, где несколько листов были посвящены Катальной горке.

-5

Горка строилась на протяжении 12 лет. Представьте себе, какие сложные инженерные расчеты пришлось сделать русскому изобретателю и механику Андрею Нартову, чтобы правильно сконструировать спуск горки. Ведь от этих расчётов зависела безопасность жизни императрицы и ее приближенных.

Катались с горы до 1801 года, пока она не начала медленно разрушаться. Последний спуск был при Павле I, который ввёл запрет на эти катания из-за ветхости конструкции и приказал ее демонтировать. С тех пор катания прекратились, восстановить объект пытались, но работы так и не начались. В 1813 году колоннады рухнули, а в конце 1850-х руины разобрали.

-6

До наших дней от сооружений сохранился только павильон, куда мы с вами сегодня и заглянем. Совсем недавно, в июле 2022 года состоялось его открытие после очередной реставрации. Кстати павильону вернули исторический небесно-голубой цвет фасадов.

-7
-8

А теперь идем внутрь и рассмотрим уникальные интерьеры. В цокольном этаже можно увидеть историческую кирпичную кладку 18 века.

-9

Здесь же можно рассмотреть макет, так горка выглядела при Екатерине Великой.

-10
-11

Мы видим длинную галерею-колоннаду с двух сторон от спуска. На ней одновременно могло находиться 15000 человек, наблюдающих за теми, кто съезжал с горки.

-12

А вот и колясочка в натуральную величину, на каких съезжали с горы. Она хоть и красивая, но выглядит не убедительно в плане безопасности. Даже не представляю, как при скорости около 50 км/ч можно было удержаться в ней. Дама при этом сидела в коляске, а кавалер стоял на подножке сзади.

-13

Фике, так звали девушку из небольшого немецкого городка Штеттин, которая в будущем повлияла на историю всей Российской империи. Когда в 1744 года София Августа прибыла в Россию, никто не мог представить, что перед ними будущая императрица Екатерина II. Ведь принцесса Ангальт-Цербстская была призвана в Санкт-Петербург только для того, чтобы родить наследника российского престола. Другой роли для нее не отводилось.

-14

В этом же зале можно увидеть ружья Екатерины II, туфельки, веер и другие предметы.

-15
-16

Вот эти драконы стояли где-то в парке.

-17

А еще здесь есть великолепные экспонаты, фарфоровые группы из «Большого русского заказа» Екатерины II. О нем я расскажу чуть позже. Пока просто взгляните на них.

-18
-19
-20

Из цокольного этажа по чугунной винтовой лестнице мы поднимаемся в парадный вестибюль, где сохранились уникальные полы из искусственного мрамора. Раньше на месте нынешней лестницы, размещался специальный подъемный механизм, с помощью которого на кухню подавались продукты из погребов.

-21

На стенах вестибюля лепнина с воинской атрибутикой. Полы закрыты подиумом из стекла, дабы не испортить работу реставраторов и не стереть верхний слой покрытия.

-22

Из вестибюля есть выход на галерею-террасу, откуда и начинался скат с горки и подъём на стартовую (спусковую) площадку. Но зимой туда выйти не получится, попасть можно с улицы.

-23
-24

А теперь по главной лестнице поднимаемся к парадным помещениям.

-25
-26

Лестница выводит на площадку с красивым кованым ограждением и мраморной скульптурой "Аполлон и Дафна".

-27
-28

Дух захватывает от увиденного!

-29

Второй этаж занимают Круглый зал, Фарфоровый и Охотничий кабинеты.

-30

Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров.

-31

Пол облицован искусственным мрамором нежно-синего, розовато-голубого, желтоватого и зеленоватого тонов. Это единственный в нашей стране памятник архитектуры 18 века, полы которого исполнены в подобной технике. Полы также оберегаются от туристов, установлена система стеклянных трапов.

-32

В Охотничьем кабинете нет росписи, но полы тоже как в Круглом зале из искусственного мрамора.

-33
-34

И вот наконец-то Фарфоровый кабинет. Здесь размещены уникальные фарфоровые группы, выполненные в 1772-1774 года на Майсенской мануфактуре по моделям скульптора Иоганна Кендлера.

-35

«Большой русский заказ» состоял из 40 фарфоровых фигур специально для Фарфорового кабинета павильона Катальная горка.

-36
-37

Фарфоровые изделия как бы рассказывают о жизни России в XVIII веке, её славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств. Это просто настоящий театр! Вы только посмотрите на них.

-38
-39
-40
-41

Статуэтки в Фарфоровом кабинете расставлены на полках-консолях именно так, как это было при Екатерине Великой.

-42

К сожалению, скульптуры южной и северной стен Фарфорового кабинета были утрачены. Сегодня ведется работа по приобретению недостающих парных фарфоровых групп. Недавно сюда вернулась композиция «Боевой слон II», некоторые фрагменты которой сохранилась в музее, а часть (фигура слона) была украдена после революционных событий 1917 года. Недавно его удалось обнаружить и выкупить на антикварном аукционе, отреставрировать и вернуть на историческое место.

-43

При поддержке АО "ЦКБ МТ "Рубин" были приобретены две фарфоровые группы "Арифметика" и "Живопись", выполненные во второй половине XIX века и копирующие скульптурные группы "Большого русского заказа" Екатерины II.

Так как подобные интерьеры придавали павильону не только развлекательную, но и представительскую функцию, здесь Екатерина проводила торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов. В Круглом зале накрывали стол, блюда готовились в соседнем Меншиковском дворце, а разогревались и оформлялись на кухне павильона. Давайте заглянем на кухню и в буфетную.

-44

В буфетной размещается изразцовая плита с духовкой. Здесь блюда подогревали и подготавливали для подачи наверх.

-45

Буфет для хранения посуды и столового белья. На буфете стоит холодильник. Такие ёмкости из фаянса или фарфора заполнялись бутылками с вином, после чего сверху укладывали колотый лёд.

-46

В кухне над печью сохранился исторический огромный вытяжной колпак. Кстати он оригинальный, а вот печь была разрушена, её восстановили.

-47

Вход в кухню и буфетную был по наружной лестнице, она не сохранилась.

Ну, вот и подошла к концу наша экскурсия по павильону Катальная горка. Я, конечно же, рассказала не все факты и исторические подробности. Однозначно рекомендую посетить это место. Если нет возможности, чуть позже смонтирую небольшое видео про парк Ораниенбаум, и там будет кусочек о Катальной горке.

-48

До новых встреч!🧡🌷✋