Уже третье десятилетие город-порт остается без своего главного символа
Одним из самых узнаваемых символов Находки на протяжении 25-ти лет была парусная шхуна "Надежда", установленная на вершине сопки у въезда в город. В 70 - 90 годы прошлого столетия в солнечные дни от картины на Американском перевале захватывало дух. Каждый, кто оказывался на вершине, на горизонте видел синее море, а рядом — белые паруса "Надежды". Ресторан с таким названием встречал гостей города снежно-белыми бортами и фигурой "Ассоль" на входе в зал. О том, какой парусник на самом деле был установлен на сопке и как закончилась легенда — в материале ИА Nakhodka.Media.
Зверобой в отставке
Началась история "Надежды" в далеком 1956 году. Тогда на верфи "Лайватеоллисуус" в Финляндия был получен заказ Советского Союза на постройку зверобойных шхун.
Головным судном был "Белёк". Деревянный корпус изготавливался из дерева различных пород. Набор был сделан из дуба, форштевень и ахтерштевень из африканского дерева пироба ("железного" дерева), многослойная обшивка из лиственницы и пихты.
Носовая часть судна оббивалась броневым листом толщиной восемь миллиметров, а вся подводная часть — листами фосфористой бронзы толщиной 5 мм.
Длина судна — 40,5 м, ширина — 9,3 м. Численность экипажа была 25 человек. Емкость трюмов — 190 м3. В последствии в них разместился зал ресторана.
На момент списания в Находке стояло четыре судна этого типа. Один из них, будущую "Надежду" - "Кооператор" с Сахалина - привел на ремонт капитан Виктор Дядюк. После обследования судно признали непригодным к использованию. То есть фактически знакомый многим находкинцам парусный корабль был зверорыболовным судном с неброским именем "Кооператор" и принадлежал "Сахалинрыбпрому".
Историческое решение
В 1975 году, когда Находка готовилась отмечать свое 25-летие, было принято решение по-особенному оформить въезд в город со стороны Владивостока. Авторам проекта — В. И. Ремизову, М. П. Юран, В. А. Белову, Г. М. Сенченко и В. П. Куриленко — удалось создать интересный ансамбль. По проекту в комплекс входили: пилоны, с названием города, стела и придорожный ресторан. В качестве последнего и предлагалось установить списанное парусное судно "Кооператор".
Активное участие в строительстве приняли коллективы Приморского и Находкинского судоремонтных заводов, треста "Дальморгидрострой", Находкинского комбината железобетонных изделий, Треста крупнопанельного домостроения № 2 и других предприятий.
Тогда состоялся эпохальный разговор начальника Управления активного морского рыболовства Николая Котляра с 1-м секретарём ГК КПСС Евгением Гайдомаченко на совещании, где основным вопросом повестки был один: как завезти судно на перевал.
Гайдамаченко рассказал об идее установки судна. Выслушав его, Котляр не удержался и сказал: "И придумал же какой-то дурак тащить судно на сопку!", на что Гайдамаченко ответил: "Ну я, ну и что?" Вопросов больше не было.
Проект с размахом
На следующий день было принято решение: перевести судно в док ПСРЗ для разделки на части. Судно весом 155 тонн решили разрезать на три части: носовая — весом 45 тонн, средняя — 60 тонн и кормовая — 40 тонн, а так же рубка весом 10 тонн, каждую часть отдельно отбуксировать в торговый порт, на берег — напротив "Сучанского" магазина (сейчас — здание рядом с администрацией НМТП).
Работы распределили между предприятиями. Распиловку частей судна поручили бригаде плотников ПСРЗ под руководством Александра Дутикова, в его подчинении было два плотника: Николай Головач и Владимир Пакельчук и два такелажника. Распиливали обычной бензопилой “Дружба”.
Тресту ДМГС поручили доставить судно до места назначения. Его части погрузили на трейлеры, арендованные у военных из "Тихаса" (поселок Тихоокеанский, сейчас Фокино). В конце апреля 1975 года, по вечерам, на трейлерах, в сопровождении сотрудников ГАИ, части шхуны перевозили на перевал. Впереди колонны ехал директор ПСРЗ Юрий Николаевич Заяц.
Во время перевозки возникали некоторые трудности. Например, на улице Портовой и на перевале, приходилось спиливать, растущие вдоль дороги деревья, в других местах поднимали линии высоковольтных электропередач.
На НСРЗ возлагались отделочные работы после установки шхуны на перевале, на УАМР — изготовление и установка рангоута и такелажа. Изготовлением мачт и других деревянных надстроек занимался стройучасток УАМР (начальник Василий Беленчук), алые паруса изготовили на фабрике орудий лова.
Монтаж шхуны длился две недели. После этого Находкинский судоремонтный завод занялся реставрационными работами.
По рассказам бывшего секретаря парткома НСРЗ Владимира Дмитриевича Астанкова, внутренней отделкой шхуны занимались краснодеревщики деревообрабатывающего цеха НСРЗ под руководством Бориса Бабкина. Члены конструкторского бюро Дмитрий Алексеенко и Илья Пипко занимались проектировкой системы водо- и электроснабжения, устройства кают, подсобных помещений.
В это же время шел на списание пассажирский пароход "Александр Можайский", с которого для отделки внутреннего убранства шхуны забрали деревянные детали интерьера, люстры, плафоны и прочую фурнитуру.
Фигуру "Ассоль" на форштевень шхуны изготовили лучшие модельщики ПСРЗ: Николай Мартынович Жигулович и Николай Захарович Рассоленко. Шхуне был придан вид красивого парусника с фигурой морской нимфы под бушпритом.
Не "Ассоль"
Осенью 1975 года на борту шхуны появилось романтическое имя "Ассоль". Но имя не прижилось: какому-то краевому чиновнику аллегория с "Алыми парусами" показалась пошлой.
Из воспоминаний главного архитектора Находки Владимира Ивановича Ремизова: "На заседании партийного бюро первый заместитель Председателя Находкинского горисполкома Николая Афанасьевича Куксова — Владимир Фусенко в результате долгих споров сказал, что его жену зовут Надежда, чем имя для шхуны. Вот так шхуна получила свое новое имя "Надежда".
В канун 1976 года состоялось торжественное открытие. Первым директором ресторана была Светлана Саблина, а администратором Владимир Стрельцов.
Этот летящий над сопками парусник не только радовал глаз проезжающих, но и принимал в свое лоно желающих подкрепиться. Корабль придавал уникальность городу и неизменно вызывал восхищение жителей и гостей Находки.
Весной 1976 года начались работы по благоустройству территории и укрепление откоса бетонными брусьями.
Первоначально шхуна-ресторан принадлежала Торгмортрансу, а затем её передали Тресту столовых и ресторанов.
Отсроченный финал
Почти 25 лет "Надежда" служила людям. Но постепенно доходы от ресторана перестали покрывать расходы и требовался ремонт. К сожалению, шхуна не выдержала штормов перестроечных лет, и весной 2000 года было принято решение о сносе обветшавшего объекта. В СМИ появилась статья, в которой говорилось, что корпус судна съел шашель. Какой именно шашель смог "съесть" судно после 25 лет "пропекания" конструкций под солнцем — осталось за пределами истории.
В марте 2000 года возле разрушенного символа города состоялась пресс-конференция, на которой главный архитектор города Евгений Кислов заявил, что, если "Надежда" не рухнет сама, ей помогут...
Так же было сказано, что старая шхуна своим видом позорит город. Администрация Находки поддержала предложение частной строительной компании "Надежда", владельца шхуны, которая предложила снести насквозь прогнившее судно, и в этом месте поставить железобетонную копию, которая была бы в полтора раза больше, но одновременно в точности повторяла бы облик деревянного предшественника. Срок строительства определили в два года.
Решение о сносе “Надежды”, говорил Евгений Кислов, почти принято. Но вопрос этот настолько важен, что городское руководство хотело бы прежде заручиться поддержкой общественности.
Финансировать строительство бетонной "Надежды” вызвалась фирма во главе с известным находкинским предпринимателем Владимиром Лушниковым.
5 апреля 2000 года специалисты МЧС и пожарной службы подожгли останки некогда белоснежной шхуны "Надежда". Деревянный корпус горел почти три дня. "Надежду" сожгли, пообещав построить на её месте бетонный корабль.
По одной из городских легенд, разломать и вывезти части судна на свалку не дали моряки, потому что так, на свалке, закончить свой век для парусника — позор и бесчестье.
Надежда на возвращение
В 2019 году, за год до 20-летия печального события, все тот же предприниматель Лушников заявил о готовности выполнить обещание и построить на прежнем месте новую "Надежду". И даже представил в администрации города эскиз-проект ресторанного комплекса, стилизованного под шхуну.
После ознакомления с проектом Борис Гладких (на тот момент глава Находкинского городского округа) заявил о готовности администрации оказать необходимую поддержку.
"Надежда" была настоящим символом города, знаковым местом для горожан. Они давно ставят вопрос о воссоздании шхуны. Поэтому мы всячески поддержим этот проект", — комментировал тогда Борис Гладких.
Предполагалось, что на первом этаже будут расположены кухня, обеденный и банкетный залы. На втором — ресторан с эстрадой и выход на "палубу". На третьем — vip-зал и выход на "капитанский мостик". Помещения для персонала и складские помещения разместятся в "трюме" (подвале) шхуны. Венчать комплекс должны были две мачты с убранными парусами. Около ресторана были предусмотрены парковки и видовая площадка.
На сегодняшний день возвращение городской легенды пока так и остается идеей, хотя проект Лушникова всплывает в обсуждении чиновников и общественности с завидным постоянством.
Последний раз проект возрождения "Надежды" был предварительно одобрен на градостроительном совете Находки в апреле 2022 года. Однако конструктивные предложения проектировщика вызвали нарекания, их рекомендовано доработать.
Статья написана по материалам, предоставленным исследователем Шамилем Вахитовым, работниками архивного отдела Музейно-выставочного центра г. Находки, а также взятым из открытых источников.