Если вы или педагог замечаете такое поведение ребенка, это значит, что у него не угас примитивный сосательный рефлекс.
И он подсознательно стимулирует себя этими навязчивыми движениями.
Это приводит к торможению высших психических функций: в результате ребёнок теряет внимание способность к мышлению и логике, а также нарушается письмо и чтение.
Учёные заметили, что существует связь между сосательными движениями и морганием, которое особенно заметны у недоношенных детей. Можно предположить наличие связи между движениями рта и глаз на ранних стадиях развития.
Если сосательный рефлекс сохраняется у детей старшего возраста, связь между сосательными движениями и морганиями может негативно сказаться на независимых движениях глаз. Например, на способности к слежению, которая необходима для развития сложных навыков - таких как чтение.
Поэтому очень важно при коррекции речевых нарушений, в том числе нарушения письма чтения и, конечно же, заикания, выполнять глазодвигательные упражнения.
Они не только позволяют работать с не угасшими примитивными рефлексами, но и развивать и формировать высшие психические функции.
Обратите внимание, что при заикании у людей часто моргают глаз, а и это не всегда нервный тик.
Глаза как будто отражают аритмичные сокращения мышц речевого аппарата. Если предположить, что заикающийся сможет регулировать движения глаз, то он справится и с аритмичными движениями мышцы речевого аппарата.
Поэтому к коррекции заикания всегда нужно подходить комплексно.
Предлагаю выполнять упражнения для тренировки глазодвигательных навыков, которые помогают вырабатывать плавную речь.
1. Сядьте на середину комнаты и начинайте перечислять все предметы слева направо, которые стоят на полу.
Обращайте внимание на самые мелочи - на цвет, на размер, на форму.
Если это упражнение выполняет ребёнок, следите, чтобы он не переутомлялся - не кружилась голова и не заболели глаза. Спрашивайте о его самочувствии.
2. Пережёвывание твёрдой жёсткой пищи.
Например, грызть морковку или целое яблоко.
Обратите внимание: не резать на мелкие кусочки, а кушать крупные куски и жевать много зелени (и конечно же, помните про двустороннее жевание).
Логопед-заиколог Татьяна Воропаева.