Найти тему

Дивный и прекрасный мир будущего. Cyberpunk 2077

Оглавление

Один из моих любимых фантастических жанров — киберпанк. Особенно полюбилась компьютерная игра Cyberpunk 2077. Да, несмотря на всю свою внешнюю серьёзность, я тоже играю в компьютерные игры. Так что если Вы, читатель, любите компьютерные игры — Вам точно понравится этот обзор. Если же в игры не играете, но нравятся фантастические фильмы и книги, то и Вы здесь найдёте для себя что-нибудь полезное.

У меня на канале запускается новая рубрика под названием «Кибертехнологии». Эта статья — первая и вводная в этой теме и в этом духе. Посмотрим, что из себя представляет жанр киберпанк, как он связан с фантастикой вообще; будет краткий экскурс на тему альтернативных жанров, похожих на киберпанк (стимпанк и т. д.), ну и заодно расскажу, за что именно мне полюбилась игра Cyberpunk 2077.

За что любим фантастику?

За что люди любят фантастику, неважно какую именно? Фантастические произведения, будь то литература, музыка, кино, изобразительное искусство, компьютерные игры, люди любят за хоть какое-то претворение в реальность, в жизнь, сущностей из мира идей. К тому же, фантастика — неплохой способ моделирования реальности, осмысления и проработки возможных сценариев, усиления воображения, стремления к чему-либо. Фантастика не просто так связана с фантазированием, а оно в свою очередь — с воображением и представлением. Без воображения и представлений, а это, напомню, психологические феномены, жизнь была бы скучна и пресна, однообразна.

Мир будущего прекрасен? Или ужасен?

Каким мы представляем себе будущее? Если говорим о представлениях будущего, то как правило эти представления лавируют между двумя полюсами: утопией и антиутопией. Иными словами, между идеальным, совершенным миром и миром полного упадка. Реальность как правило всегда проходит где-то посередине. Книги, да и иные творческие произведения, тем интереснее читать, смотреть, чем ближе они к реальности, пусть и с некоторым перекосом к тому или другому полюсам.

Так что научно-фантастические произведения тем интереснее, чем они более похожи на привычный нам ход вещей, пускай и с допущениями, оговорками.

Только ли одним будущим жив человек? Альтернативная история

Впрочем фантастические произведения не только одним лишь будущим живы. Немало произведений, будь то литература, кино, основаны и на исторических событиях. Причём, события эти могут далеко не всегда идти в привычном ключе. Возможны альтернативные сценарии прошлого.

Панки киберпанка

Итак, существует целый творческий фантастический жанр под названием «Киберпанк». Я намеренно не называю его чисто литературным жанром, поскольку возможны не только литература, но и фильмы в этом, да и в других фантастических жанрах, а также изображения, компьютерные игры, даже музыка. Поэтому, будем использовать более общий термин — творческий жанр.

Что такое киберпанк?

Киберпанк — это фантастический жанр, изображающий мир, в котором с одной стороны компьютерные, вычислительные, кибернетические технологии достигли своих высот, но при этом сама жизнь, культура, социальные отношения находятся в упадке. Если этого упадка нет, то тогда получается не киберпанк, а так называемое кибербудущее. Кибербудущее как правило утопично, хотя может быть и вполне реалистично и нормально, а вот киберпанк почти всегда тяготеет к антиутопии из-за своего упадка. Впрочем, нередко главные герои произведений пытаются навести порядок в своём мире. Часто им это удаётся.

Найт-сити - город прекрасного или не очень прекрасного кибернетического будущего! (C) Собственный скриншот Cyberpunk 2077, CDPR
Найт-сити - город прекрасного или не очень прекрасного кибернетического будущего! (C) Собственный скриншот Cyberpunk 2077, CDPR

Отличительные черты киберпанка: наличие высокоразвитых компьютерных и кибернетических технологий. Кибернетические технологии — это всякие интерфейсы человек-компьютер, интеграции человеческого тела с машиной, использование имплантов и протезов, не просто восстанавливающих функции человеческого тела, но и расширяющих их. Идеи трансгуманизма в этом мире победили, но вот только победили однобоко. При наличии крутых технологий, в человеческих отношениях всё отнюдь не гуманно.

Нередко, часть событий произведений происходит в компьютерной Сети, Интернете, так называемом Киберпространстве. Истории про компьютерные вирусы, убивающие людей, влияющие на их поведение — это всё сюда.

При этом, ещё отличительными чертами жанра являются большие высокотехнологичные города. В городах происходит большая часть событий. Мегаполисы будущего — это обязательный фон, антураж. Сами города сверху, отдалённо, очень даже неплохи. При этом истории, где небоскрёбы сочетаются с гетто и плохими, опасными районами, здесь нередки.

Вообще, яркая черта жанра — социальное и классовое разделение. Миром правят не государства: государства тут в привычном виде стали умирающим явлением. Миром правят транснациональные корпорации. Технологии, производство, финансы — всё это принадлежит им. Интересно, киберпанк узнаётся ещё и тем, что всякие высокотехнологичные приблуды создаются не основным населением и не в городах, где происходят события, а нередко в особых зонах благополучия. Получается аналогично истории с американскими индейцами. Они научились пользоваться ружьями и порохом, оседлали лошадей, но при этом не могли всё это самостоятельно воспроизвести. В итоге, очень зависели от поставок оружия извне.

Другие панки

Помимо киберпанка по аналогии создавались и другие творческие жанры: стимпанк, дизельпанк, атомпанк, нанопанк, биопанк. Были даже жанры, связанные с достаточно далёким прошлым: клокпанк, сандлпанк, мегафаунапанк. Пройдёмся по-быстрому по каждому из этих жанров. Это исключительно ради экскурсии в тему — каждый из жанров заслуживает отдельной статьи. Думаю, что и до этого однажды руки дойдут.

Стимпанк. Это мир, где победили паровые технологии. Везде и всюду паровые машины. Вычисления происходят тоже на паровых машинах. При этом нравы в обществе в духе времён Королевы Виктории. Кстати, произведения этого жанра известны очень многим! Жюль Верн творил именно в этом жанре. А ещё — Герберт Уэллс. Все эти истории про Наутилуса, Полёты на Луну при помощи пушки, а также шагающие треножники марсиан... Вот это всё — стимпанк.

В чём же здесь упадок? Тут тоже всё просто: в мире стимпанка будут и социальное неравенство, и социальные проблемы рабочих и крестьян, и угнетение одних классов другими. Технологии лишь ещё более усугубят то, что мы видели в истории, в XIX веке.

Дизельпанк. Представьте себе СССР примерно сталинских времён, вот только сталинские времена затянулись, но весь антураж, всё хорошее и плохое тех времён осталось: крутая сталинская архитектура, необычные сооружения, плывущие по небу дирижабли, а ещё эпоха первых больших ЭВМ, которых произвели в этом мире больше и лучше. И при всём при этом — вездесущее НКВД, творившее примерно то же, что и в нашей реальности, только дольше и больше. Это про СССР. Возможны ещё и такие варианты, где немцы победили во Второй Мировой Войне. В их мире тоже будет своё развитие технологий, произойдёт перекос немного в другую технологическую степь. И при всём при этом немцы будут творить жизнь по своим идеалам. Если же дело происходит где-нибудь в Америке, то там будут кругом небоскрёбы, дирижабли, гигантские дизельные корабли, плывущие по морю. И всё в таком духе. И также, в произведениях этого жанра будут свои шпионские игры, сражения разных режимов, стран.

Атомпанк. В мире кругом и всюду используются ядерные технологии. В основном балом правит мирный атом, но в итоге он может выйти из под контроля, либо может случиться война с применением ядерного оружия. Здесь также происходят шпионские игры и детективы, но антураж будет связан с атомным хайтеком.

Клокпанк. Леонардо да Винчи — известный учёный и изобретатель. Теперь представьте, что все его изобретения умельцы смогли претворить в жизнь. В этом мире будет множество технологий интересных, вроде заводных автоматов, работающих на часовых механизмах станках. Тут вам и луки или ружья-самострелы. Здесь же увидим автоматический оркестр, и вычислительные аппараты необычные. Упадок тоже будет — всякие войны, болезни, социальное неравенство никуда не денутся.

Мегафаунапанк. Как бы пошло наше человеческое развитие, если бы в далёкие-далёкие времена мы бы смогли одомашнить медведей, зебр, диких кошек? Иными словами, произошло одомашнивание больших диких животных, которые и в наши дни не приручены особо. Храбрые воины верхом на медведях — яркий образ из этой оперы.

Представлено ещё много жанров и поджанров. Думаю, что каждый из них не получится объять в рамках небольшого обзора, да и цели такой пока нет. Тем не менее, при случае расскажу подробно о некоторых из этих жанров.

Киберпанк и игра Cyberpunk 2077

Компьютерные игры — это тоже произведения искусства. Больше того скажу, это комплексное произведение, так как представлены и звуковая, и визуальная часть, и кинетическая. Одной из лучших игр последнего времени я считаю компьютерную игру Cyberpunk 2077.

Как можно понять из названия, события игры происходят в 2077 году, в сравнительно далёком будущем. Игровые события разворачиваются в мире, который отчасти можно назвать киберпанком. Действительно, практически все характеристики этого жанра присутствуют в игре, хотя я бы не назвал её такой уж антиутопией. Часть «панк» в названии «Киберпанк» скорее говорит о хулиганстве, о крушении существующего порядка в мире, о восстании человека против системы. Этого добра в игре много. Наш герой или героиня (можно играть как за мужчину, так и за женщину) по имени V (Ви) в какой-то мере борется со злом и несправедливостью в своём городе. Собственно, игра и рассказывает о приключениях нашего героя. Занятно, но в философском смысле эта игра о борьбе со смертью, об обретении вечной жизни, вот только в технологическом, кибернетическом смысле.

В этот раз не буду очень много рассказывать об игре, о её мире, а также о сопутствующих темах. Текст будет введением в тему, началом новой рубрики на моём канале. Путём освещения научно-фантастического произведения Cyberpunk 2077, поговорим о существующих и будущих технологиях, о философских, моральных, психологических, научных аспектах и вопросах. Мир этой игры переплетается с нашей реальностью. Многие проблемы нашего настоящего показаны в возможном нашем будущем. Да, художественные произведения — всегда вымысел. Вот только, как говорится, сказка — ложь, да в ней намёк...

Чем Cyberpunk 2077 интересен с точки зрения психологии и других наук?

Наблюдаемый мир игры Cyberpunk 2077 показателен в очень многих моментах. Это и взаимоотношения людей, и нормы морали, и упадок общества, и никуда не исчезающие проблемы человечества. Так что с точки зрения психологии всё это интересно наблюдать, анализировать, изучать.

Немаловажна и технологическая составляющая. В частности мне интересны кибернетические и нейротехнологии, описываемые в мире Cyberpunk 2077. Многое из того, чем занимаемся сейчас (я вовлечён в несколько проектов, связанных с нейротехнологиями), во многом вдохновлено кибернетикой, а также фантастическими творческими жанрами — киберпанком и кибербудущим. Вот почему хотелось бы заостриться и на этих аспектах, показать их читателям во всей красе.

Как я уже сказал, это вводный рассказ. В следующих статьях раскроем побольше и мир игры Cyberpunk 2077, и наблюдаемые в ней явления, технологии. Постараюсь сделать так, чтобы было интересно и аудитории играющей, и тем, кто в игру не играл и вряд ли будет в неё играть.

Если Вы, дорогой читатель, первый раз на моём канале — подписывайтесь, чтобы не пропустить будущие публикации по этой, да и по другим темам.

Ну а всех читателей я бы хотел поблагодарить за внимание. Предлагаю обсудить поднятые в тексте моменты, вопросы, наблюдения.

Игорь Кучаев