Найти в Дзене
Пивкина Art MUSE

Как сделать выставочный проект интересным для всех

Иногда есть задача показать искусство на широкую аудиторию зрителей, например, когда есть возможность организовать выставку на партнерской площадке, скажем в лобби отеля, ресторане, или, как в моем случае, – выставку в популярном туристическом объекте, который ежемесячно посещает 20 000 человек. Представьте, сколько людей приходит пещеру «Таврида» ежемесячно. Согласитесь, мечта сделать выставку, которую увидят столько людей. Для начала нужно разобраться зачем люди приходят на выставку. По статистике примерно 25% считают себя личностями творческими и приходят на свидание с искусством за вдохновением, рефлексией, насмотренностью и расширением собственных границ познания. Эту категорию можно назвать профессиональной, они мотивированы и увлечены. 54% аудитории приходят на выставку за яркими впечатлениями, качественным досугом и коммуникацией. Они открыты новым эмоциям и знаниям, им интересно все, что поможет расширить их кругозор. Эту категорию зрителей можно назвать любителями развлечени

Иногда есть задача показать искусство на широкую аудиторию зрителей, например, когда есть возможность организовать выставку на партнерской площадке, скажем в лобби отеля, ресторане, или, как в моем случае, – выставку в популярном туристическом объекте, который ежемесячно посещает 20 000 человек. Представьте, сколько людей приходит пещеру «Таврида» ежемесячно. Согласитесь, мечта сделать выставку, которую увидят столько людей.

Источник фото https://unsplash.com/photos/yRaOqofGV3A
Источник фото https://unsplash.com/photos/yRaOqofGV3A

Для начала нужно разобраться зачем люди приходят на выставку. По статистике примерно 25% считают себя личностями творческими и приходят на свидание с искусством за вдохновением, рефлексией, насмотренностью и расширением собственных границ познания. Эту категорию можно назвать профессиональной, они мотивированы и увлечены. 54% аудитории приходят на выставку за яркими впечатлениями, качественным досугом и коммуникацией. Они открыты новым эмоциям и знаниям, им интересно все, что поможет расширить их кругозор. Эту категорию зрителей можно назвать любителями развлечений. 21% аудитории редко приходят на художественные выставки или вообще ни разу не были. Чаще это случается за компанию, например, семьей или с друзьями. Их цель приятно провести время, развлечься и получить новые впечатления. Давайте назовем их семейными посетителями.

Теперь давайте подготовим предложения для каждой аудитории отдельно. Дано – выставочный проект, который в идеале должен быть интересен как профессиональной аудитории, так и тем, кто впервые на выставке современного искусства.

Профессионалы

Источник фото https://unsplash.com/photos/5K98ScREEUY
Источник фото https://unsplash.com/photos/5K98ScREEUY

Здесь, безусловно, важна сама экспозиция, уровень отобранных работ, их концепция, архитектура и логика маршрута, кураторское высказывание – все, что поможет максимально вникнуть в суть самого проекта и осмотреть отдельные произведения искусства. Поэтому важно предоставить всю информацию, которая поможет сделать это погружение комфортным. Качественные кураторские и описательные тексты, экспликации под объектами искусства, дополнительные сведения из искусствоведческих или философских трактатов, отсылки к истории искусств станут прекрасными помощниками. Кроме текстов и качественного визуала для профессионального сообщества важно общение и нетворкинг с арт-средой. Они с радостью придут на кураторскую экскурсию, рассмотрят параллельную программу с интересными лекциями и встречами. Именно они чаще других интересуются каталогами проекта, который можно унести с собой, чтобы продолжить рассматривать работы и изучать имена художников в комфортной для себя обстановке.

Чем можно дополнить арт-проект для этой аудитории:

- списком рекомендованной литературы

- онлайн и офлайн встречами

- каталогами, дайджестами, брошюрами

- инструментами для нетворкинга

- сбором отзывов и инсайтов

- аудиогидом

- кураторской экскурсией

Любители развлечений

Источник фото https://unsplash.com/photos/qCxN0_piuHc
Источник фото https://unsplash.com/photos/qCxN0_piuHc

Вспоминая о том, что этот зритель пришел приятно и полезно провести время, наша задача продолжить им несколько вариантов, кроме непосредственного осмотра экспозиции. Кроме экскурсии, им можно предложить медиацию, где опытный медиатор поможет в интерактивной форме приблизиться к смыслам предметов искусства, подключив личные воспоминания, опыт и эмоции. Вообще, чем больше интерактивных и иммерсивных действий будет предложено на выставке, тем интереснее зритель проведет здесь время. Подключив воображение и современные технологии вполне можно завладеть вниманием через, например, виртуальную реальность или непосредственное взаимодействие с произведением искусства (извлечение звука, вращение и т.д.). Расширению кругозора могут помочь кинопоказы и аудиогиды.

Чем можно дополнить арт-проект для этой аудитории:

- интерактивной инсталляцией

- виртуальной реальностью

- медиаторской экскурсией

- лекциями об искусстве

- кинопросмотрами

- квестами

- челенджами

Семейные посетители

Источник фото https://unsplash.com/photos/kzQEpvHkR00
Источник фото https://unsplash.com/photos/kzQEpvHkR00

Гости, которые часто приходят всей семьей или с друзьями, к сожалению, редко полноценно погружаются в арт-проект. Чаще они ориентируются друг на друга, держат один темп осмотра экспозиции и, отвлекая, активно делятся друг с другом своими находками. Чтобы удержать внимание таких гостей лучше заранее предложить им коллективные активности или, наоборот, разделить по интересам. Например, гостям с детьми предложить осмотреть выставку пока их малыш будет рисовать или «играть» в искусство. Для этого есть множество адаптированных игр: от разговорных до настольных. Можно заранее сделать раскраски по мотивам выставочных работ, затем ребенок может взять созданное произведение с собой, тем самым еще раз напомнит зрителям о выставке и отдельных произведениях искусства. Если задача организовать совместный выставочный досуг, то будет уместна медиаторская экскурсия с учетом семейного посещения или, например, квест, зона для фото или мастер-класс, где можно не только приятно провести время, но научиться новым навыкам.

Чем можно дополнить арт-проект для этой аудитории:

- зоной для фото

- мастер-классом

- арсеналом игр для детей или раскрасками

- семейным квестом

- медиацией с учетом возраста гостей

- сувенирной лавкой

Таким образом, используя диапазон различных инструментов, можно предложить гостям информацию, которая подойдет им по интересам, поможет оставить впечатления о посещения выставки, дополнит интеллектуальный багаж и, самое главное, даст положительный опыт от общения искусства.