На днях в издании Bloomberg была опубликована статья Хавьера Бласа под названием "Восстановит ли Европа энергетический мост с Россией?". Общий тон этого опуса такой, как будто они нас уже победили и в мечтах уже начали качать из нас энергоресурсы, попутно принудив восстанавливать руину.
Автор уверен, что "Европа едва ли вернется к долгосрочным газовым контрактам с Россией". Хотя и считает, что если она хочет сохранить конкурентоспособность, лучшего варианта, чем дешёвый российский газ, для неё не существует. И подводит к тому, что Киев может заставить Европу покупать российский газ, идущий по её ГТС. Приведя в пример Ирак.
Аналитика так себе, в русле западного мейстрима. Но во всех подобных "аналитиках" никто не хочет задаться простым вопросом: а захотят ли русские вернуться? Захотят ли русские после всех этих пакетов, после ареста наших резервов снова торговать с Западом? Захотят ли снова обменивать свои реальные ресурсы на нечто эфемерное, которое даже в таком виде в любой момент может быть украдено.
Как сказано выше, автор приводит в пример Ирак. По его словам, "Саддам и сменявшие друг друга иракские лидеры до февраля 2022 года выплатили Кувейту ровно 52,4 миллиарда долларов репараций, продавая ископаемое топливо". Но, в отличие от России, Ирак сначала был разгромлен в прямом боестолкновении с НАТО. И лишь потом принужден обменивать нефть на продовольствие.
Россия, кроме некоторых экзотических позиций, в продовольствии как бы не нуждается. Всё же то, в чём она нуждается, запрещено нам продавать различными препонами, отменить которые у США нет желания, а у самой Европы не хватит смелости. И всё идёт к тому, что через два-три года России от Европы многого из того, что сейчас запрещено, уже не будет потребно.
Так что даже если Европа возжелает что-то там возобновить, далеко не факт, что Россия согласится возобновлять. Особенно в прежних объёмах и без жёстких предварительных условий. Например, если аналитики типа Хавьера Бласа прекратят, наконец, так откровенно лгать. Вот он пишет:
Все изменилось в феврале. Путин превратил газ в оружие, сокращая экспорт в одну европейскую страну за другой, надеясь разрушить проукраинское единство блока. Регион по-прежнему закупает много российского сжиженного природного газа (СПГ) но экспорт по трубопроводам резко сократился. Доля российского газа в европейском балансе снизится в 2023 году до менее чем 10%. И хотя Европейский союз запретил импорт нефти из России, он не сделал того же с российским газом.
Очевидное передёргивание. Поскольку всё изменилось задолго до февраля, ещё с принятием в Евросоюзе "третьего энергопакета". А обострилось, когда Европа решила применить санкции против российских банков, заблокировав для них СВИФТ, тем самым сделав торговлю с ней просто бессмысленной.
Европа, надо полагать, никогда не вернется к прежним долгосрочным контрактам с Россией и, скорее всего, со временем ей потребуется импортировать меньше газа благодаря возобновляемым источникам энергии.
Естественно, поскольку это Россия никогда не станет больше заключать с Европой каких-либо долгосрочных контрактов. Она наконец то поняла, что с шулером играть не стоит. Но и Европе стоило бы понять, что сколько бы она не покупала газа, она будет его покупать на условиях продавца. Не обязательно России. Катара. И США тоже. И не факт, что только на споте. Катар не даст соврать.
Мечта о диктате потребителя на газовом рынке Евросоюза взорвалась вместе с "Северными потоками". Дефицит газа в Евросоюзе прописался на десятилетия. Правда, до многих это ещё пока не дошло. Как не дошло и то, что закончилась не просто эпоха покупки газа в России. Закончилась эпоха экономического процветания Европы. США решили, что европейский гусь уже достаточно откормлен и пора бы ему на стол.