Третья часть романа-эпопеи «Опоздавшие к лету» Андрея Лазарчука, одного из основателей турбореализма, обладателя всех мыслимых премий и призов в отечественной фантастике (большинство из которых он, кстати, получил именно за «Опоздавших»).
Повесть «Аттракцион Лавьери» возвращает читателя в тот же (хотя и с некоторыми вольными отклонениями) довольно-таки мрачный мир, что уже знаком ему по первым двум частям. Однако если в первой повести речь идет о начале непонятной главным героям войны, а во второй части все действующие лица с головой погружены в военные, а, точнее — околовоенные действия, то в мире «Аттракциона» война закончилась, и наступил мир.
Точнее, наступила оккупация. И тут вскрывается самое главное отличие «Аттракциона» от первых двух частей. В них воюющие стороны не имели названий, это были просто условные «наши» и «враги». В третьей же повести появляются граждане вполне конкретных стран: американцы, итальянцы, французы, греки. Хотя, что очень характерно, оккупированная страна по-прежнему абсолютно безымянна, и даже не совсем понятно, кто именно ее оккупировал: те самые означенные страны, или какая-то другая, не называемая.
Подозреваю, что Лазарчук умышленно использовал такой прием, чтобы исключить всякие потуги читателя на проведение каких-либо прямых параллелей. Хотя, конечно, все равно мы без этих параллелей никуда, но автор совершенно не собирается потакать нам в этом неблагодарном (и, говоря начистоту, довольно бессмысленном) занятии, и, словно в издевку, мельком наносит последний удар, вводя в качестве оккупационной валюты… динары. Попробуйте-ка, впишите их в любые напрашивающиеся исторические аналогии.
Сама атмосфера страны, потерпевшей военное поражение и теперь мучительно пытающейся переосмыслить себя под управлением оккупационных властей. Эти власти, между прочим, Лазарчук представляет весьма либеральными, совершенно не склонными «закручивать гайки» и прессовать местное население — они даже собираются устроить в стране выборы и передать власть (хотя бы частично — для начала) новому правительству. Но беспомощно-депрессивная атмосфера поражения все равно чувствуется повсюду и во всем, и «Аттракцион Лавьери», в котором любой желающий может по приобретении билета, может попытаться застрелить человека является как бы воплощением полного обесценивания реальности.
Главный герой как раз и работает тем самым «неуловимым Джо» попасть в которого мечтают все, но не может никто. Помогает ему в этом, конечно же, нечеловеческое чутье, и по некоторым намекам мы понимаем, что оно у него появилось не просто так — в прошлом герой был совсем не простым человеком, очень непростым…
Совершенно бесчеловечное развлечение, превратившееся практически в рутину, намеки и «приветы» из прошлого, которое герой раз и навсегда решил похоронить, не смотря ни на что, динамичная и отчаянная схватка героя с профессиональным убийцей, затесавшимся в толпу фермеров и мещан, мечтающих «пострелять по живому» - и все это Лазарчук сумел упаковать в сравнительно небольшую по объему повесть. Небольшую по объему — но далеко не по смыслу и не по вопросам, которые автор подымает и ставит перед главным героем и перед читателем.
После «Моста Ватерлоо», буквально вынесшего меня из привычной реальности, я решил, что обязательно дочитаю весь роман до конца, и «Аттракцион Лавьери» только еще больше укрепил меня в этом решении, и я обязательно поделюсь своими впечатлениями о прочитанном. Так что оставайтесь на канале — будет интересно!
Статья про «Мост Ватерлоо» здесь:
А приобрести "Опоздавших к лету" можно по этой ссылке. Все полученные за реферал средства пойдут на приобретение новых книг!