Найти в Дзене
Психолог и общество

«Свободный» рынок и монополия.

Идеальное «капиталистическое» предприятие это:
• максимально возможный сбыт, т.е. на всех рынках мира, т.е. дает максимальный доход;
• минимальные издержки на получение дохода, т.е. максимальная прибыль;
• стабильно сбалансированный товарный портфель, т.е. основная часть товаров продаются на растущих рынках с максимальной прибыльностью.

Для достижения «капиталистического» идеала необходима монополия. Она дает не только контроль цены товара, но и контроль издержек через планирование. Это сочетание дает максимальную прибыль, а не «максимальная» монополистическая цена. Максимальность цены и объема производства ограничена покупательской способностью. Кроме того, монополизация упрощает отраслевое и межотраслевое управление и позволяет оборачивать огромные капиталы. А главное - монополия дает контроль, т.е. подчинение всех людей, включенных в обслуживание монополии. Это подчинение без принуждения, т.е. власть. Реализация основного хотения монополистов.

Мысль о «свободном» рынке - это сугубо политический инструмент входа монополий на неохваченные рынки других стран с целью монополизации. Так, производство шоколада в РФ монополизировано иностранными компаниями. И не только. Если проанализировать состав акционеров крупных компаний, то будет видно, что большая часть прибыли «государственных» компаний не остается в РФ. Государство как рыночный субъект это пока единственный игрок в РФ, который имеет возможность монополизировать в пользу РФ. Так, инвестиционная корпорация «Система» через систему фондов контролирует ряд крупных компаний РФ.

Отношения государства и рыночных монополистов - это особая тема. Отношения зависят от степени самостоятельности государства в своих желаниях и их реализации. Чем слабее самостоятельность государства, тем слабее антимонопольное законодательство и слабее рыночные игроки этой страны. Во многих странах карманные правительства легко сдают местные рынки.

Большевики к концу 1922 года около 90 % промышленных предприятий объединили в тресты, а тресты объединили в синдикаты. В 1928 года в СССР насчитывалось 23 синдиката, которые стали прообразами отраслевых объединений промышленности. Так они монополизировали промышленность и оптовую торговлю. Места иностранным монополиям не осталось. То, на что монополистам Запада понадобилось более 100 лет, большевики сделали за 6 лет.

Монополизация, безусловно, привлекательна своей эффективностью, но она имеет ряд проблем. Ее трудно организовать ненасильственным путем. Ещё сложнее ее удержать – она норовит распасться на самостоятельные части. В корне этих проблем лежат психологические и управленческие факторы. Если вы выстраиваете жёсткую централизованную структуру управления, то она входит в противоречие с необходимостью гибкой реакции системы на изменения рыночной ситуации. Если вы даете самостоятельность принятия решений на местах, то провоцируете части на отделение от целого. Централизованное управление конфликтует с творческим продуктом. Мышление не поддается приказам. Оно поддается силовому принуждению, но тогда это потеря власти. Ещё есть проблема управления лидеров лидерами. Каждое предприятие организуют и управляют люди параноидального или эпилептоидного типа. Они предпочитаю свободу и самостоятельность. Их сложно удерживать в подчинении монополии.

Подпишитесь на канал,

чтобы не пропустить новые публикации.