Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В середине XVI века некий художник написал большой семейный портрет английского короля Генриха VIII на фоне великолепного ковра и в обрамлении колонн. По обеим сторонам картины показаны арки, через которые виден городской пейзаж. Такой прием был особенно популярен среди голландских художников. Впрочем, и итальянцы любили изображать арки. Интересно, что прекрасно созданное ощущение объемности интерьера не распространяется на персонажей. Их изображения выглядят менее объемными.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Картина вытянута в длину, и на ней семь персонажей. В центре сидит, понятно, сам король в характерной для него пышной одежде и берете с пером. Рядом с ним — долгожданный наследник престола принц Эдуард. Как известно, Генрих был одержим желанием иметь сына, но с первыми двумя женами (с первой он скандально развелся, вторую казнил) его мечта не осуществилась. Он женился в третий раз на придворной даме своей второй жены Джейн Сеймур.
На картине она сидит рядом королем, но это фантастическая ситуация, если учесть, что с другой стороны стоит уже довольно большой мальчик, их сын. Дело в том, что Джейн умерла вскоре после родов этого мальчика, так что вот такой идиллической семейной картины в действительности быть не могло. Художник воплотил мечту Генриха, а не реальность.
Джейн была не очень хорошо образована, не что Анна Болейн, полной ее противоположностиь, но Генрих находил утешение в компании Джейн. После казни Анны он женился на ней. Новая жена не обманула ожиданий короля и родила долгожданного наследника. Однако, через 12 дней она умерла.
Что касается Эдуарда, то он стал королем, будучи подростком, но правил недолго. Ему было всего 15 лет, когда болезнь унесла его в могилу. Меж тем, мальчик добросовестно готовился к роли короля, он знал три языка (кроме родного), много читал, интересовался политикой. Но характер у него был отнюдь не ангельский.
Девушка, стоящая со стороны Эдуарда — дочь Генриха и его первой жены Екатерины Арагонской, Мария, прозванная потом Кровавой Мэри. Ее хотели сперва выдать за французского дофина, затем политическая ситуация изменилась, и женихом 6-летней Марии стал император Священной Римской империи Карл V, но и с ним брак не случился. Политические ветры опять задули по-другому.
Пока не было наследника мужского пола, Генрих подумывал оставить корону дочери, дал ей титул принцессы Уэльской. Девушка начала править Уэльсом, но тут родился Эдуард, и планы переменились. Мэри вернулась в Лондон, принцем Уэльским стал ее брат. Умирая, мальчик-король оставил престол своей двоюродной сестре Джейн Грей, но та правила всего девять дней. Мария заручилась поддержкой войск и свергла ее. Так она стала королевой. Правила она жестко, любовью народа не пользовалась, мужем ее стал испанский король, но детей не было.
Так что, после смерти Марии королевой стала вот эта девушка, стоящая на картине справа — Елизавета, дочь Генриха от Анны Болейн. Время долгого правления Елизаветы I стало золотым веком Англии. Страна стала могущественной, главный враг — Испания, был повержен. На это время пришелся и расцвет культуры. Об Елизавете написано так много, что нет смысла тут это повторять. Она никогда не была замужем ("я замужем за Англией"), не имела детей, и с ее смертью династия Тюдоров прекратила свое существование.
А кто эти люди, стоящие по краям картины в арках? Как они относятся к семье короля? А никак. Это любимые шуты королевского двора. Женщина — Матушка Джейк, мужчину звали Уилл Соммерс. Особенно знаменит был Соммерс, которому позволялись самые смелые шутки. Это не единственный семейный портрет Тюдоров, в котором присутствуют шуты. Зачем их туда помещали? Без понятия. Вероятно, это было проявлением своеобразного чувства юмора.
Читайте еще на моем канале:
А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении