Встретилась мне сейчас заметка "ЧЕМ ГОРДИТСЯ РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН?" ИЗ «ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО БЮРО» кн. В.Н. ТЕНИШЕВА. (НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ, 1890-е гг.)
Речь в ней идет о том, что гордится крестьянин богатством. И чуть только немного разбогатеет, так сразу начинает кичиться и бахвалиться. А покупает всякие излишние предметы.
Кто был автором заметки, которую я буду цитировать? Несмотря на то, что "Этнографическое бюро" — проект князя, авторы его были разными.
Князь Вячеслав Николаевич Тенишев — русский этнограф, археолог и социолог. "Этнографическое бюро" было создано им для проведения массового сбора сведений о русском крестьянстве. Но сбором этим занимался не он сам.
В бюро имелись штатные и внештатные сотрудники. Первые жили в Петербурге, ежедневно приходили на работу в бюро и были квалифицированными специалистами в области этнографии. Внештатные сотрудники, так называемые корреспонденты, — это люди, заключившие с "Этнографическим бюро" договор на выполнение работ по сбору этнографических сведений в той местности, в которой они жили. Это были учителя, священнослужители, семинаристы, студенты и небольшое количество образованных крестьян — всего 350 человек из 23 губерний Европейской России.
От корреспондентов ожидался конкретный материал, а не общие рассуждения. На первой странице вопросника было напечатано предупреждение, что от сотрудников "требуются факты, а не выводы", поэтому следует не рассуждать, а отвечать на вопросы.
"Общие же выводы будут сделаны... в центральном этнографическом бюро в Санкт-Петербурге".
Соответственно, получается, что выводы, которые мы читаем, делали этнографы, под руководством князя (например, этнографы А.А. Чарушин и С.В. Максимов и пр). То есть, образованные, и явно не бедные люди.
Итак, за что же они укоряли крестьянина
"Если крестьянин чем-нибудь гордится, то больше всего он гордится богатством. Богатство его в глазах есть высший идеал человеческого счастья. Богатый человека может мало работать или ничего не делать...
При таком взгляде на внешнее богатство, если крестьянину удается выбиться из нужды, сделаться, хоть и не настоящим богачом, а маленьким, он уже гордится своим положением, и гордость эта очень часто проявляется в смешной, а иногда и уродливой форме, — он бахвалит".
Что за проявления уродливой формы крестьянского поведения нам приводят в пример
"Прежде всего, крестьянин старается подражать богачу во внешности: заводит себе дом и другую постройку, какую видит у местных купцов, носит платье из более ценного материала и сшитое по моде, покупает дорогую лошадь и хорошие экипажи. Если его богатство еще больше увеличивается, он улучшает свой стол, пьет чай по несколько раз в день, старается приобрести внешний лоск".
Ишь, какие гады. Захотели себе хорошие экипажи и даже чай осмелились пить по несколько раз в день! Неописуемо, да?
Далее поясняется, что чай, порой, пьют в ущерб покупке сапог
"… У кого не хватает средств во многом следовать по стопам местных капиталистов, тот подражает только в чем-нибудь одном и тоже гордится: один, например, каждый день чай пьет два раза, а в праздники еще с кренделями. Соседи часто острят и смеются над такими претензиями: «ишь, ты, — говорит один, — сапогов нет, а чай пьет только и дела. — На что ему сапоги, — ответит другой, — дома без них тепло, а в люди идти надо, у соседа выпросит». Но любитель чаю не смотрит на насмешки...".
Ну ладно, это, допустим, легкий перебор. Хотя, князья, как мы знаем, могли вообще все свое богатство в карты продуть, так уж кому уж крестьян критиковать за неправильные траты. В конце-концов, если крестьянину чай приносит бОльшую радость, чем новые сапоги, почему он, собственно, не может потратить деньги на то, что делает его счастливым?
А вот это меня прямо удивило своей непоследовательностью
"Другой крестьянин наоборот, гордится и хвастает тем, что он хоть и не сладко ест, зато нарядно ходит: «ем то я, так никто не видит, и мне все равно, лишь бы брюхо было набито, а «баско» оденусь, всяк поглядит да позавидует». Такой крестьянин все свои свободные и не свободные средства тратит на одежду себе и своим семейным. Сапоги у него на косую колодку, с наборами, а зимой валяные, а не то и резиновые калоши, штаны суконные, синий суконный бекеш, а то и пальто, поверх рубахи — жилет. На сыне тоже самое, только еще в лучшем виде. Жена и дочь ходят «в тепломотах»".
Слушайте, ну вот вообще гады, да? Предпочитают сэкономить на еде (том же чае, за который только что другой крестьянин подвергся критике) и купить как раз те самые сапоги, которые "советовали" купить. И что же, опять не угадал крестьянин. Нельзя ему хорошую одежду покупать. И сыну нельзя. А жене и дочери — подавно. Я вот не понимаю, а на что тратиться-то можно?
Далее
"Построил крестьянин хорошую избу, он гордится ею и говорит, что у него не дом, а сундук, так плотно сделан, — «хоть воды налей, так и то не потечет». Любитель хорошей постройки иногда возводит ее без всякой нужды и в ущерб остальному хозяйству; у него даже есть своя поговорка на этот счет: «Хочешь хорошо жить (в хорошей избе), досыта не наедайся». Я знаю крестьянина, он пять лет строил себе двор, который стал не менее 200 руб. а у него держать-то на таком дворе некого: одна лошадь, две немудрые коровы, две овцы. «Зачем же ты такой двор ставил?» — спросил я как-то его, — ты лучше бы корову лишнюю завел. — Эх, братец, — ответил он мне, — заведи я лишних даже две коровы, так и то никого не удивишь: по четыре-то коровы и у других найдется, а вот двора такого ни у кого в деревне нет. Даже у Викула (самый богатый мужик в деревне) и то хуже моего будет".
Тут меня уже даже зло взяло. Смотрите-ка, и дом хороший, крепкий, надежный крестьянину построить нельзя. Вот негодяй, да, захотел жить в доме, который не протекает? Как будто, построив хороший хоз.двор, он не сможет потом уже купить эту самую "лишнюю" корову и держать ее уже в отличных условиях, в просторном помещении. Почему он должен строиться кое-как и приводить животное в помещение поплоше? Почему нельзя и себе, и корове, сделать хорошее, крепкое жилье?
Ну а то, что человек хочет быть лучше других, и покупает что-то, чтобы спровоцировать "зависть" у соседей. Ну да, слабость характера. А у кого ее нет, что, все святые вокруг? Собственно, желание быть "лучше других" и двигает прогресс, и развивает хозяйства. Разве нет?
В общем, почитаешь эти "этнографические" заметки, и становится более понятно, как на самом деле потребительски относилось к крестьянству высшее сословие, с двойными стандартами (одним — дворцы, а другим и дом хороший излишен), и почему вообще история у нас сложилась так, как сложилась.
Источник цитат: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Новгородская губерния. Череповецкий уезд. Т. 7. Часть 2. – СПб.: 2009. – 624 с.