Найти тему
sevprostor

За что критиковали разбогатевшего крестьянина (у меня эта критика вызвала раздражение)

Оглавление

Встретилась мне сейчас заметка "ЧЕМ ГОРДИТСЯ РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН?" ИЗ «ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО БЮРО» кн. В.Н. ТЕНИШЕВА. (НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ, 1890-е гг.)

Речь в ней идет о том, что гордится крестьянин богатством. И чуть только немного разбогатеет, так сразу начинает кичиться и бахвалиться. А покупает всякие излишние предметы.

Кто был автором заметки, которую я буду цитировать? Несмотря на то, что "Этнографическое бюро" — проект князя, авторы его были разными.

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев — русский этнограф, археолог и социолог. "Этнографическое бюро" было создано им для проведения массового сбора сведений о русском крестьянстве. Но сбором этим занимался не он сам.

В бюро имелись штатные и внештатные сотрудники. Первые жили в Петербурге, ежедневно приходили на работу в бюро и были квалифицированными специалистами в области этнографии. Внештатные сотрудники, так называемые корреспонденты, — это люди, заключившие с "Этнографическим бюро" договор на выполнение работ по сбору этнографических сведений в той местности, в которой они жили. Это были учителя, священнослужители, семинаристы, студенты и небольшое количество образованных крестьян — всего 350 человек из 23 губерний Европейской России.

-2

От корреспондентов ожидался конкретный материал, а не общие рассуждения. На первой странице вопросника было напечатано предупреждение, что от сотрудников "требуются факты, а не выводы", поэтому следует не рассуждать, а отвечать на вопросы.

"Общие же выводы будут сделаны... в центральном этнографическом бюро в Санкт-Петербурге".

Соответственно, получается, что выводы, которые мы читаем, делали этнографы, под руководством князя (например, этнографы А.А. Чарушин и С.В. Максимов и пр). То есть, образованные, и явно не бедные люди.

Итак, за что же они укоряли крестьянина

"Если крестьянин чем-нибудь гордится, то больше всего он гордится богатством. Богатство его в глазах есть высший идеал человеческого счастья. Богатый человека может мало работать или ничего не делать...

При таком взгляде на внешнее богатство, если крестьянину удается выбиться из нужды, сделаться, хоть и не настоящим богачом, а маленьким, он уже гордится своим положением, и гордость эта очень часто проявляется в смешной, а иногда и уродливой форме, — он бахвалит".

Что за проявления уродливой формы крестьянского поведения нам приводят в пример

"Прежде всего, крестьянин старается подражать богачу во внешности: заводит себе дом и другую постройку, какую видит у местных купцов, носит платье из более ценного материала и сшитое по моде, покупает дорогую лошадь и хорошие экипажи. Если его богатство еще больше увеличивается, он улучшает свой стол, пьет чай по несколько раз в день, старается приобрести внешний лоск".


Ишь, какие гады. Захотели себе хорошие экипажи и даже чай осмелились пить по несколько раз в день! Неописуемо, да?

Далее поясняется, что чай, порой, пьют в ущерб покупке сапог

"… У кого не хватает средств во многом следовать по стопам местных капиталистов, тот подражает только в чем-нибудь одном и тоже гордится: один, например, каждый день чай пьет два раза, а в праздники еще с кренделями. Соседи часто острят и смеются над такими претензиями: «ишь, ты, — говорит один, — сапогов нет, а чай пьет только и дела. — На что ему сапоги, — ответит другой, — дома без них тепло, а в люди идти надо, у соседа выпросит». Но любитель чаю не смотрит на насмешки...".

-3

Ну ладно, это, допустим, легкий перебор. Хотя, князья, как мы знаем, могли вообще все свое богатство в карты продуть, так уж кому уж крестьян критиковать за неправильные траты. В конце-концов, если крестьянину чай приносит бОльшую радость, чем новые сапоги, почему он, собственно, не может потратить деньги на то, что делает его счастливым?

А вот это меня прямо удивило своей непоследовательностью

"Другой крестьянин наоборот, гордится и хвастает тем, что он хоть и не сладко ест, зато нарядно ходит: «ем то я, так никто не видит, и мне все равно, лишь бы брюхо было набито, а «баско» оденусь, всяк поглядит да позавидует». Такой крестьянин все свои свободные и не свободные средства тратит на одежду себе и своим семейным. Сапоги у него на косую колодку, с наборами, а зимой валяные, а не то и резиновые калоши, штаны суконные, синий суконный бекеш, а то и пальто, поверх рубахи — жилет. На сыне тоже самое, только еще в лучшем виде. Жена и дочь ходят «в тепломотах»". 

Слушайте, ну вот вообще гады, да? Предпочитают сэкономить на еде (том же чае, за который только что другой крестьянин подвергся критике) и купить как раз те самые сапоги, которые "советовали" купить. И что же, опять не угадал крестьянин. Нельзя ему хорошую одежду покупать. И сыну нельзя. А жене и дочери подавно. Я вот не понимаю, а на что тратиться-то можно?

Далее

"Построил крестьянин хорошую избу, он гордится ею и говорит, что у него не дом, а сундук, так плотно сделан, — «хоть воды налей, так и то не потечет». Любитель хорошей постройки иногда возводит ее без всякой нужды и в ущерб остальному хозяйству; у него даже есть своя поговорка на этот счет: «Хочешь хорошо жить (в хорошей избе), досыта не наедайся». Я знаю крестьянина, он пять лет строил себе двор, который стал не менее 200 руб. а у него держать-то на таком дворе некого: одна лошадь, две немудрые коровы, две овцы. «Зачем же ты такой двор ставил?» — спросил я как-то его, — ты лучше бы корову лишнюю завел. — Эх, братец, — ответил он мне, — заведи я лишних даже две коровы, так и то никого не удивишь: по четыре-то коровы и у других найдется, а вот двора такого ни у кого в деревне нет. Даже у Викула (самый богатый мужик в деревне) и то хуже моего будет".

-4

Тут меня уже даже зло взяло. Смотрите-ка, и дом хороший, крепкий, надежный крестьянину построить нельзя. Вот негодяй, да, захотел жить в доме, который не протекает? Как будто, построив хороший хоз.двор, он не сможет потом уже купить эту самую "лишнюю" корову и держать ее уже в отличных условиях, в просторном помещении. Почему он должен строиться кое-как и приводить животное в помещение поплоше? Почему нельзя и себе, и корове, сделать хорошее, крепкое жилье?

Ну а то, что человек хочет быть лучше других, и покупает что-то, чтобы спровоцировать "зависть" у соседей. Ну да, слабость характера. А у кого ее нет, что, все святые вокруг? Собственно, желание быть "лучше других" и двигает прогресс, и развивает хозяйства. Разве нет?

В общем, почитаешь эти "этнографические" заметки, и становится более понятно, как на самом деле потребительски относилось к крестьянству высшее сословие, с двойными стандартами (одним дворцы, а другим и дом хороший излишен), и почему вообще история у нас сложилась так, как сложилась.


Источник цитат: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Новгородская губерния. Череповецкий уезд. Т. 7. Часть 2. – СПб.: 2009. – 624 с.