Ключевые моменты
- Просьба — это когда вы просите ребёнка что-то сделать.
- Наставление — это когда вы говорите ребёнку что-то сделать.
- Хорошо использовать сочетание запросов и инструкций. Но стремитесь получить больше запросов, чем инструкций.
- Когда вам нужно дать инструкции, делайте их чёткими, краткими и подходящими для возраста вашего ребёнка.
Просьбы и наставления: разница
Просьба — это когда вы просите ребёнка что-то сделать.
Например: «Поможешь мне сложить это бельё?» или «Может быть наденешь эту куртку? Сегодня холодно». Ваш ребёнок может ответить «да» или «нет» на просьбу.
Наставление — это когда вы говорите ребёнку что-то сделать.
Например: «Пожалуйста, помоги мне сложить это бельё сейчас» или «Пожалуйста, надень куртку, когда мы пойдём гулять». Это говорит вашему ребёнку, что вы хотите, чтобы он сделал и когда. Вы не даёте ребёнку возможности сказать «нет».
Важно чётко понимать, просите ли вы или наставляете вашего ребёнка на действие. Если вы скажете что-то вроде: «Почему никто не может помочь мне убраться здесь?», вашему ребёнку будет сложнее понять, что делать. Он может не знать, просите ли вы его о помощи, говорите ли ему, что делать, или жалуетесь, что никто не помогает.
Просьбы или наставления
Наставления часто важны для безопасности — например, «Держи меня за руку, пока мы переходим дорогу». А умение следовать им поможет вашему ребёнку подготовиться к дошкольному и школьному обучению. Но дети могут чувствовать себя подавленными, если наставлений слишком много. Они также могут с большей вероятностью оспаривать их, если почувствуют перегруженность ими.
Просьбы дают вашему ребёнку выбор и чувство контроля, что может сделать его более склонным к сотрудничеству. Поэтому старайтесь чаще использовать просьбы, а не наставления.
Эффективные наставления: идеи
Убедитесь, что вы привлекаете внимание ребёнка и он может слушать их:
- придвиньтесь поближе к нему;
- опуститесь на уровень его глаз;
- используйте его имя;
- говорите низким и спокойным голосом.
Используйте понятный язык
Наставления должны быть чёткими, краткими и соответствовать возрасту вашего ребёнка. Например, малышу можно сказать: «Пожалуйста, положи кубики в коробку». Но пятилетнему ребёнку можно сказать: «Пожалуйста, положи кубики в коробку, а коробку поставь на полку».
Дайте только одну инструкцию за раз, особенно для детей младшего возраста.
Будьте позитивным
Позитивные наставления помогают вашему ребёнку добиться успеха, потому что они точно говорят ему, что вы от него хотите. Например, скажите: «Пожалуйста, жуй с закрытым ртом» вместо «Не ешь так».
Разнообразьте просьбы
Это может увеличить шансы вашего ребёнка сделать то, что вы просите, потому что это даёт ему некоторый выбор. Например: «Приготовься к ванне, пожалуйста. Ты хочешь поплескаться с пузыриками или без них?» или «Пора одеваться. Ты хочешь одеть красные брюки или синие?»
Попросите ребёнка повторить наставления
Когда вы впервые даёте ребёнку нечто подобное, рекомендуется попросить его повторить это. Это даёт вам возможность убедиться, что ваш ребёнок услышал и понял то, что вы от него хотите.
Со временем, когда он научится реагировать на наставление, вам, вероятно, не придётся просить его повторить его, если только он не перестанет ему следовать.
Будьте готовы повторить наставление
Детям часто нужны напоминания. Например: «Даша, я тебе ещё раз говорю. Пожалуйста, надень обувь сейчас».
Вы можете попробовать добавить стимул или причину для того, чтобы ваш ребёнок делал то, что ему говорят. Например: «Если ты быстро наденешь обувь, у нас будет больше времени погулять в парке». Ребёнку помладше можно сказать: «Сначала надеваем обувь, потом идём в парк».
Руководство для детей старше 3 лет
Если ваш ребёнок в возрасте старше 3 лет не будет следовать вашим инструкциям, вы можете использовать последствия. Например: «Пожалуйста, убери остальные игрушки. Когда уберёшься, сможешь порисовать». Следствием невыполнения наставления может быть отсутствие рисования, а это стимул для уборки.
Как помочь вашему ребёнку научиться следовать просьбам и наставлениям
Детям может потребоваться время, чтобы научиться выполнять всё, что нужно. Эти идеи могут помочь:
- Продолжайте использовать одни и те же знакомые слова, например, «Послушай, Катя», «Маша, тебе нужно» и «А теперь, Вася, пожалуйста». Эти слова действуют как подсказки, и в конце концов ваш ребёнок поймёт, что вы имеете в виду.
- Хвалите и подбадривайте ребёнка, а также уделяйте ему положительное внимание, когда он что-то выполняет, например: «Отлично сложил одежду. Я не смогла бы сделать это без тебя».
- Установите режим дня. Распорядок может помочь вашему ребёнку справиться с повторяющимися ежедневными задачами. Распорядок может быть особенно полезен для маленьких детей.
- Попробуйте вовлечь ребёнка в выполнение заданий, сделав их забавными или частью игры.
- Работайте с детьми, чтобы добиться цели. Дети с большей вероятностью будут выполнять определённые действия, если увидят, что другие отвечают на просьбу или следуют наставлениям.
Почему ваш ребёнок может не слушаться
Если ваш ребёнок не слушается, это может быть потому, что вы ожидаете больше, чем он может сделать. Возможно, вам придётся помочь ему освоить навыки или показать, как что-то делать, чтобы он мог сотрудничать.
Может быть веская причина, по которой ваш ребёнок не будет делать то, о чём вы просите, например, потому что он плохо себя чувствует, устал или напуган. Попросить переутомлённого и голодного ребёнка убраться в его комнате, скорее всего, не сработает.
Если он не слушает вас по уважительной причине, вам, возможно, придётся изменить свои наставления, чтобы он с большей вероятностью включился в них. Например: «После ужина уберись, пожалуйста, в своей комнате».