Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Исторический детектив "Страсти по мощам" Эллис Питерс: добрая сказка с... убийством

Оглавление

Добрый день, друзья-книголюбы!

Галина, автор канала "Библио Графия" затеяла хорошее дело - регулярные тематические марафоны среди читателей её блога. До сих пор темы меня как-то не задевали, а вот именно в марафоне по детективам захотелось поучаствовать. Дело в том, что застоялись у меня в шкафу книги Эллис Питерс о брате Кадфаэле - серии исторических детективов, в которых действие происходит в Британии XII века, а за расследования убийств берётся монах бенедиктинского ордена брат Кадфаэль.

Вообще в серии 20 романов. Сейчас их переиздаёт "Рипол", причём в очень удачном оформлении с использованием фрагментов работ Питера Брейгеля. Именно удачное оформление и масса хвалебных отзывов о цикле "Хроники брата Кадфаэля" сподвигли меня купить первые четыре романа на пробу. А "Страсти по мощам" - книга, открывающая весь цикл. Так что, погладывая на скидки в Чёрную пятницу и вообще в целом в рамка предновогодних распродаж, я решила всё же начать знакомство с серией, чтобы определиться, стоит ли покупать все романы в домашнюю коллекцию.

Сразу оговорюсь, что сам по себе детективный жанр я не очень люблю. Некоторые подтипы детективов (скажем, где сюжетная линия даёт сильный крен в сторону триллера, шпионские детективы, свякий там скандинавский нуар и подобное) я и вовсе не читаю. Если уж вообще брать в руки что-то детективное, то это должна быть история с познавательным для меня антуражем. Исторический детектив, "чисто английское убийство" или расследование преступления из мира искусства - вот это может мне подойти, когда порой хочется переключить внимание с серьёзных тем.

Что ж, посмотрим, можно ли применить эту мерку для "Страстей по мощам".

-2

Сначала немного о сюжете. Шрусберийское аббатство, в чьём ведении находится и монастырь монахов бенедиктинского ордена, мечтает получить ценнейшую реликвию - мощи какого-нибудь святого. Соседнее аббатство такими мощами разжилось и явно увеличило влияние на прихожан. Шрусбери не хочет отставать. Благодаря чудесному видЕнию одного из братьев, возникает идея заполучить для монастыря мощи валлийской святой Уинифред. Но для этого монахам-англичанам придётся отправить группу миссионеров в Гвитерин - деревеньку в Уэльсе, где много лет назад была похоронена эта святая, известная при жизни своими чудесами.

Сказано - сделано. В путь оправляются шестеро монахов, среди которых приор, его заместитель (субприор) и, собственно, брат Кадфаэль - валлиец по рождению, включённый в группу в качестве переводчика (ведь почти никто из братьев не говорит по-валлийски).

Правда, выясняется, что гвитеринская община отдать мощи не согласна. Активнее всех против этого выступает самый богатый и уважаемый общинник Ризиарт, к мнению которого все здесь прислушиваются. Что ж, Ризиарта вскоре находят убитым, а смекалистый Кадфаэль берётся за расследование...

Из плюсов произведения:

  • спокойный, размеренный тон повествования, погружающий в те времена, когда люди никуда не спешили, знать не знали мегаполисов и повиновались ритму природных циклов,
  • никаких кровавых подробностей. Да, в сюжете есть убийство, но оно подано максимально сглаженно. Аккуратное убийство, как в старой доброй английской классике. И детям читать можно. Кстати, "Страсти по мощам" имеют издательскую маркировку 12+.
  • присутствует романтическая линия (даже две), и страсть читателя к хэппи-эндам удовлетворяется не только поимкой преступника, но и воссоединением любящих сердец.

Из минусов:

  • предсказуемый сюжет. Уже на середине книги начинаешь догадываться. кто убийца, а в последней трети истории догадка перерастает в уверенность.

Что ж, больше я минусов не усматриваю, и лично для меня это многое значит. Вообще, роман "Страсти по мощам" я расцениваю как нечто среднее между детскими детективами Энид Блайтон и романом Вальтера Скотта "Айвенго". От похождений брата Кадфаэля веет спокойствием и уравновешенностью английской классики, и мне это импонирует. Не знаю только, можно ли здесь многое почерпнуть именно по части знаний о средневековом быте. Но мне важно не это, а именно то чувство удовлетворения, которое дарит классический детектив: справедливость обязательно восторжествует, преступник будет наказан, а благородные души обретут счастье. Да и проницательный и мудрый травник Кадфаэль, в юности побывавший и моряком-путешественником, и воином-крестоносцем, мне понравился.

Можно, наверное, смело этот роман приравнять к детским детективам. Но ведь и "Шерлока Холмса" о "Отцом Брауном" дети вполне себе читают наряду со взрослыми. Утончённости и изобретательности, свойственной героям Дойла и Честертона, у персонажей Эллис Питерс, конечно, нет. Но с серией знакомство продолжу однозначно. У неё своё очарование, не для эстетов и интеллектуалов, а для души, соскучившейся по сказке с хорошим концом.

Ваша Ариаднина нить.