Как говорится, никто не отнимет у свободного человека возможность репостить. Рассуждаем о том, каков потенциал новых русских соцсетей, и напоминаем, что старые-добрые тоже ещё кое-что могут.
Помните этот мем: «Мне нужно заказать еду – выключаем VPN (щёлкает огромный рубильник) – а теперь мне нужно выложить её в сеть – включаем VPN»? После того как заблокировали Instagram* и Facebook*, TikTok ограничил загрузку видеороликов и прямые эфиры из России, а YouTube запретил монетизацию российских аккаунтов, пробил звездный час рунета. Между прочим, свои социальные сети – уникальный и недооцененный в России феномен, настоящий предмет гордости. В подавляющем большинстве стран глобальные бренды, вроде YouTube, Facebook*, Instagram*, Twitter, TikTok и прочих – полностью захватили рынок, но не у нас. У нас ещё «при царе Горохе» работал ВКонтакте. Кроме того, и известный в узких кругах LiveJournal (он же «ЖЖ») с 2006 года принадлежит Российским бизнесменам. А уж если вспомнить ICQ, которым нигде так рьяно не пользовались, как в нашей стране... Все они могли продолжать чувствовать себя максимально вольготно в 2010-х, если бы не глобализация и пришествие мировых гигантов. Львиная доля трафика «ушла» на другую сторону планеты. Однако, сегодня, после того, как с привычными американскими соцсетями наши отношения охладели, пользователи бросились (вы не поверите, но да, именно бросились) обратно в объятья русского интернета. За период с 24 февраля до 20 апреля количество наших пользователей в Facebook* сократилось на 27%, в Instagram* – на 56%, а в TikTok – аж на 87%. Как вы думаете, куда они делись? Ответы – в тексте ниже!
ВКонтакте
«ВКонтакте» по-прежнему остается главной социальной платформой России, с огромной аудиторией, мощной IT-инфраструктурой, большой и квалифицированной командой разработчиков, постоянными обновлениями, интегрированным мессенджером, музыкой, рекомендациями, большими пабликами, возможностью монетизации, поиском, и разнообразными сервисами входящими в экосистему VK. По данным Brand Analytics, в марте 2022 г., месячная аудитория ВКонтакте составила рекордные 100,4 млн, а в апреле выросла еще на 22% по числу авторов и на 17% по объему контента. Именно сервисы VK «приютили» значительное число российских «беженцев» из глобальных соцсетей.
Россграм
Эта социальная сеть сейчас неактивна, но мы специально добавили её в этот список, чтобы расставить точки над «i». 14 марта 2022 года, на своей страничке ВКонтакте, бывший однокурсник Павла Дурова Александр Зобов с помпой возвестил о скором появлении Россграма. Разработчик обещал заменить им Instagram*. По факту – Россграма до сих пор нет в AppStore, зато есть сайт, на котором можно забронировать (мы не пробовали, возможно, за них придётся ещё и заплатить) никнеймы. Кроме того, в конце марта более 100 000 пользователей скачали фейковый Россграм в Google Play Market. Зато у создателей Россграма есть свой канал в Telegram, где они рассказывают о том, на какой стадии подготовка к запуску.
Telegram
А вот здесь уже всё серьёзно. Telegram в марте и апреле стал вторым по абсолютному росту аудитории: плюс 178 тыс. новых пользователей. И, хотя, формально второй успешный проект Павла Дурова позиционируется не как российский, а как международный (вы удивитесь, но доля российских пользователей Telegram менее 10%), тем не менее российские корни Telegram никто не скрывает. Усилиями команды Дурова, соцсеть/мессенджер активно развивается. Больше всего Telegram прирос российскими пользователями после блокировки Facebook*, именно туда эмигрировала его активная российская аудитория.
Одноклассники
Интересно, есть ли в мире хоть один человек возрастом младше 30 лет, который хоть раз видел, как выглядят «Одноклассники»? Что касается одной из старейших российских социальных сетей, популярной среди старшего поколения и в некоторых странах СНГ, она вообще не показала роста аудитории. Согласно Brand Analytics, за 2 последних месяца, количество активных авторов даже сократилось на 5%. Очевидно, что аудиторию, мигрирующую из Instagram*, Facebook* и Tik Tok «Одноклассники» привлекают «не очень».
Now
Ещё одна попытка заменить Instagram* – приложение Now от бывшего сотрудника Яндекса Дмитрия Маринина. Оно уже достигло отметки в 200 000 скачиваний и может похвастаться почти полностью «слизанным» с вышеупомянутого интерфейсом. В первой версии пользователям доступен базовый набор «инстафункций»: профили, посты, комментарии, лайки, лента, и так далее. При этом пока отсутствует поддержка видео, нет внутреннего мессенджера, нет фильтров, синхронизации с контактами, нет аналога «сторис» и многих привычных инстаграмерам мелочей. Разработчики уверяют: всё впереди.
Fiesta
Fiesta – уже третий в нашем списке «закос» под Instagram*, но здесь пользователи могут публиковать не только фото, но и видео. Из доступных сейчас возможностей можно выделить следующие: редактируемые профили, push-уведомления о новых подписчиках, лайках и комментариях, аналог «сторис», мессенджер и возможность создания коллективного чата, лента, возможность «зачекиниться» c геотегом. В Fiesta пока можно загружать только квадратные фото. Встроенного фото- и видеоредактора тоже нет. Не очень удобно публиковать сразу несколько фото: каждую фотографию нужно предварительно обрезать и лишь потом ее можно выбирать для выгрузки. Нет автоматического обновления основной ленты – требуется свайп. Несмотря на всё это, за первую неделю приложение набрало 150 000 загрузок.
ЯRUS
Приложение с ЯRUS» появилось еще год назад, в апреле 2021 года, но начало активно развиваться только сейчас. ЯRUS качественно отличается от Now и Fiesta и позиционируется как альтернатива и TikTok, YouTube, Twitter и Instagram* вместе взятым. В общем – приложение в стиле «всё включено». Аудитория сервиса уже сейчас достигает 2 млн человек, а с 25 февраля пиковое число скачиваний приложения превышает 120 тыс. каждый день. Впрочем, это данные самой платформы и к ним стоит относиться осторожно. В приложении реализована возможность монетизации контента за счет донатов от других пользователей. Кроме того, там есть лента, возможность загружать короткие и длинные (до 3-х часов) видео, читать новости, скроллить события и слушать музыку.
Yappy
Yappy — проект, созданный в 2021 году компанией «Газпром-медиа». Приложение позиционируется, как аналог «Тик-Тока» и работает по тому же принципу. Короткие видео, редактор, фильтры, эффекты – вот это всё. Возможности – максимально знакомые —лайки, кометы, теги и так далее. Есть, впрочем, и свои фишки: Reuse – возможность доснять начало или продолжение уже существующего ролика; Collab – создание коллаборации с другими пользователями. Для этого есть виртуальные медиакомнаты, где помещается до пяти человек. Участники могут совместно создать видео, а аудитория у такого продукта равна аудитории всех участников (лайки и комментарии тоже общие).
TenChat
Из многочисленных клонов «инсты» и TikTok выделятся проект TenChat – попытка создать российский аналог LinkedIn с оттенком Facebook*. TenChat запустился в 2021 году, но сейчас, на волне интереса к российским соцсетям, получил дополнительный хайп. Проект развился из сервиса по подбору тендеров в госзакупках. Создатели TenChat пытаются собрать различных активных людей – блогеров, бизнесменов, специалистов – на одной платформе. Пользователи разделены на 3 группы: предприниматели, сотрудники и фрилансеры. Выбор статуса – первый шаг при регистрации, который сильно влияет на пользовательский опыт и интерфейс. В TenChat можно устанавливать деловые связи, искать партнеров и клиентов, участвовать в гостендерах, и продвигать компанию через инструменты контент-маркетинга. А вы думали – русские соцсети – только для праздношатающихся?
RuTube
Заключает наш список отечественный видеохостинг, который может похвастаться собственной технологической платформой и огромной армией юзеров по всему миру. RuTube популярен в 170 странах мира, среди которых Германия, США, Япония, Чехия, Великобритания, Канада, ну и, разумеется, Россия. Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять: функционал здесь максимально похож на басурманский YouTube. 9 мая сервис подвергся кибератаке и несколько дней не работал. И на старуху бывает проруха – помните 7-часовой сбой всего американского интернета 4 октября 2021 года? Сейчас у RuTube всё отлично, и будет, надеемся, ещё лучше. Количество посещений сети выросло с 7,7 миллиона в январе до 50,1 миллиона в марте.
*Эти социальные сети признаны экстремистскими. Их деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
Материал впервые опубликован в летнем номере DI magazine за 2022 год. Использование фото без указания источника и предварительного согласия DI запрещено и регулируется законом об авторском праве. Авторы – Глеб Короленко, Данила Мельников.