И снова Бауманка. Да, оказывается, я рассказал не обо всем, о чем собирался рассказать. Да и как в пределах одного блога возможно уместить все, что касается одного из старейших районов Москвы, в котором почти каждый дом – живая история! Даже навскидку, не задумываясь, могу перечислить с десяток возможных тем для новой статьи. Стоит лишь вернуться в Лефортово и подготовить новый фотоматериал.
А пока на это нет объективной возможности, напишу про то, что уже отснято, но пока не описано. И начну с отрывка книги «Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского», опубликованной в 1831 году.
«Проходя дом графа Разумовского, вы в нескольких шагах на перекрестке видите хорошей архитектуры церковь Вознесения Господня, украшенную снаружи под карнизом изображениями Апостолов довольно искусной кистью, внутри Храм сей убран великолепно и со вкусом. Оный построен в 1793 году, и, как известно, на земле графа Разумовского; не надлежит однако полагать, что храм сей вновь на сем месте выстроен, ибо летописи упоминают о храме, здесь бывшем ещё в царствование Царя Михаила Федоровича».
Сейчас он называется храмом Вознесения Господня на Гороховом поле.
…Сколько же было церквей? Ступеньки истории
Сегодня этот храм располагается на перекрестке улиц Радио (в прошлом – Вознесенской, собственно, свое тогдашнее название улица получила по имени храма) и Казакова (в прошлом – Гороховой). На памятной доске у его входа значится время постройки: 1788-1793 года. Эту же дату мы помним из книжной цитаты, приведенной в начале статьи. Помним также и упомянутого в ней царя Михаила Федоровича, правившего Русью с 1613 по 1645 годы.
Но о чем История умалчивает, так это о том, что случилось с тем храмом семнадцатого века. Потому что доподлинно известно, что предшественник церкви, которую мы видим сегодня, был выстроен на этом самом месте много позже, уже при Анне Иоанновне.
Когда-то здесь располагалось Казенное гороховое поле, которое, кстати сказать, все называли попросту полем, без ботанического, сельскохозяйственного уточнения, или официально именовали Басманным полем. Впервые его окрестили Гороховым в 1718 году. А вместо двух улиц, упомянутых выше, которым только суждено будет появиться впоследствии, имелись всего лишь две узкие дорожки, пересекавшие то поле.
Владел этими землями граф Гавриил Иванович Головкин, Государственный канцлер и тайный советник. Он и испросил у императрицы Анны Иоанновны дозволение выстроить в своих владениях домовую церковь.
Разрешение было получено, и в 1733 году деревянная церковь была построена и освящена. Но просуществовала она недолго. Всего через четыре года в сильном пожаре погиб и графский дом, и недавно построенный храм.
Новый храм здесь построили уже из кирпича.
Спустя очень короткое время и храм, и земли вокруг перешли во владение графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а вслед за ним – его брату Алексею Григорьевичу. Но и ему не суждено было простоять века: в 1748 году приключился новый пожар, в результате которого «в каменной его Сиятельства церкви Вознесения Господня внутри пол также и на церкви кровли выгорели». На основании резолюции Святейшего Синода и митрополита Платона (Левшина) церковь была восстановлена и вновь освящена.
Итого выходит, за сравнительно короткий промежуток времени на Гороховом поле сменилось целых четыре храма. И это еще не конец истории.
…Много владельцев там, где был один хозяин
После середины восемнадцатого века от Горохового поля осталось одно только название. Земли эти перестали засеваться, и их очень скоро застроили множеством загородных дворцов русской знати. Среди новых владельцев поделенной на участки земли известны фамилии Салтыковых, Головиных, Шереметевых, Долгоруковых… Говорят даже, что нигде в окрестностях Москвы того времени не размещалось столько загородных имений первых лиц государства, как на старом Гороховом Поле.
Вскоре местное собрание завело разговор о том, чтобы переименовать Вознесенскую церковь из домовой в приходскую, на что граф Алексей Разумовский дал свое согласие.
В первой метрической книге от 1769-1771 годов указывалось, что церковь Вознесения изначально стояла между главным домом графа и бывшими прудами. Но вскоре из-за роста великосветского населения того района храм сделался неспособным вмещать всех молящихся. И молящиеся обратились к митрополиту Платону с прошением пожаловать землю под новый храм.
В ответ на прошение пришла резолюция:
«...на новое место церковь перенести, передачу земли оформить законным порядком под строительство церкви и домов священнослужителей».
Старую (впрочем, какая старая? – она простояла меньше двадцати пяти лет) церковь снесли, а под строительство новой было выделено и навсегда передано 2144 квадратных сажень земли.
…Минутка топонимики
Считается, что эту, теперь уже пятую по счету церковь Вознесения построил не кто иной, как Матвей Федорович Казаков, слишком уж узнаваем в ее облике стиль мастера. В первую очередь знатоки указывают на характерную «казаковскую» ротонду с невысоким ступенчатым куполом и легким фонариком, которые зодчий очень любил и часто использовал в своих работах.
И хотя авторство прославленного архитектора не подтверждается ни одним документом, а в его пользу говорят лишь косвенные, стилистические аргументы, улица Гороховая в 1939 году была переименована в улицу Казакова в честь двухсотлетнего юбилея зодчего.
…В годы безвременья
Храм закрыли в 1933 году, превратив его в клуб Аэродинамического института, а позднее в слесарную мастерскую и еще позднее – в типографию Московского производственного объединения «Упаковка».
В 1941 году в храм попала фашистская авиабомба, чуть не разрушив здание. В мирное же время его стены непрерывно сотрясались от вибрации типографских станков. А в 1987 году по вине персонала «Упаковки» случился пожар.
В начале девяностых годов здание храма вновь передали Церкви, но прежние арендаторы не спешили уходить. Необходимо было также освободить помещения от шести устроенных в них туалетов для рабочих картонажной фабрики, избавиться от подсобок и железобетонных перекрытий, расчистить стены от следов пожара и вывезти тонны мусора.
Первое богослужение в восстановленном храме совершилось 19 января 1993 года (7 фото).
А ремонтно-реставрационные работы и восстановление фресок проводятся и по сей день (6 фото).
…И еще некоторые детали
Пожалуй, закончу я этот небольшой рассказ перечислением нескольких небезынтересных подробностей, связанных с храмом.
- Когда Гороховое поле перешло от Головкина к Разумовским, храм этот на некоторое время получил название «Церковь Вознесения Господня в Разумовском саду»
- Вознесенский храм на Гороховом поле – единственный храм в Москве, в котором имеется придел в честь пророка Моисея.
- Моисеев придел был возведен в память о церкви Моисеевского женского монастыря, когда-то располагавшегося на Моисеевской (ныне Манежной) площади. Монастырь был упразднен в 1789 года в результате Манифеста Екатерины Второй.
- Кирпич, из которого был выстроен храм Вознесения – тот самый, что остался от разобранных стен и храмов Моисеевского монастыря. Дело в том, что разрешение на строительство большого храма взамен прежнего, малого, от митрополита Платона уже было получено, но у прихожан не хватало денег, и начало работ затягивалось. И церковными властями было решено передать материалы разобранного Моисеевского монастыря под новую постройку.
- Икону, являющуюся одной из наиболее чтимых в этом храме – образ пророка Моисея – привезли из Сибири. Это было сделано с целью увековечить память упраздненного Моисеевского монастыря.
- Торжественную закладку нового храма в присутствии знатных особ и приходских людей лично проводил митрополит Платон – личность знаменитая, именовавшийся следи верующих «вторым Златоустом» и «московским Апостолом».
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!