Найти в Дзене
Design Chat

«Русский интерьер» на Антикварном салоне: как это было

С 23 по 27 ноября 2022 года в Гостином дворе прошли выставки — 48-й Российский Антикварный Салон и Lifestyle «Искусство интерьера». В рамках этого мероприятия состоялась премьера моего кураторского проекта «Русский интерьер». Пришло время рассказать, как это было — и показать получившуюся красоту тем, кто не мог там побывать.

ЕВГЕНИЯ МИКУЛИНА

Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.
Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.

Начать, наверное, надо с объяснения — почему вообще на Антикварном салоне есть какой-либо современный дизайн (а именно он представлен на выставке Lifestyle «Искусство интерьера»). Это объяснение одновременно простое и сложное. Люди, интересующиеся интерьерами и создающие их, делятся на две категории: любителей антиквариата и сторонников современного стиля. Разделение довольно радикальное — «современники» отрицают антиквариат, не желая использовать в доме «чьи-то старые вещи с чужой энергетикой». «Классики» считают, что современный дизайн никогда не сравнится с антикварными предметами по уровню проработки и качества. При этом понятно, что те старинные предметы, которые сегодня нас так восхищают, когда-то, свои двести лет назад, были «современным дизайном». А вещи, создающиеся сегодня, являются буквально «антиквариатом будущего». И вот для того, чтобы донести эту очевидную, но редко звучащую мысль до публики, Российский Антикварный Салон и объединяется с выставкой Lifestyle «Искусство интерьера». И в этом году организаторы оказали мне честь, пригласив стать куратором отдельного раздела выставки — «Русский интерьер».

О  том, что и как мы хотели сделать, рассказывал ранее мой «Манифест куратора». Но я позволю себе немножко повториться. Стенды, оформленные разными дизайнерами, должны были стать «визитной карточкой» каждого из них и объединяться в мозаичную, но цельную картину современного русского интерьера. Каждый стенд планировался как маленькая «интерьерная сцена» — как пример реального пространства.

Ну и что же у нас получилось? Как всегда бывает, концепция по ходу реализации немножко поменялась. Под влиянием внешних обстоятельств участников у нас стало чуть меньше — хотели десять, получилось девять. Кроме того, не все они оказались дизайнерами: значительную часть экспозиции заняли художественные галереи, работающие с интерьерным рынком. Но это, на мой взгляд, общую картину даже обогатило: хороший интерьер без искусства не представим, а хороший галерист зачастую работает, как дизайнер, подбирая предметы для клиентов комплексно. И самое главное — раздел наш получился реально эффектным, и действительно отражающим, хотя бы частично, картину рынка.

А теперь самая приятная часть — рассказ о каждом экспоненте, по порядку — по тому, как располагались экспозиции по ходу движения.

Первый — стенд дизайн-бюро Полины Пидцан. Полина, широко известная своими роскошными, строгими и насыщенными проектами в стиле современной классики с уклоном в ар-деко, показала нам полноценный фрагмент жилого интерьера — столовой. При этом все предметы мебели, представленные на стенде, спроектированы ею. Они — часть полноценной мебельной коллекции «2025». Название коллекции отсылает к грядущему столетию стиля ар-деко, отсчет существования которого ведется с 1925 года. Полина запустила коллекцию в производство и продажу в рамках создания собственного интерьерного Дома. Да-да, подобно классическим европейским модным «Домам» у нас есть теперь «именной» интерьерный ресурс Полины Пидцан, место, где можно найти её мебель, гардеробные, даже двери, и вообще комплексно подойти к созданию интерьера в столь привлекательном и любимом многими стиле ар-деко. Обо всем этом мы ещё подробнее напишем позже, но даже малого фрагмента, увиденного на выставке, было достаточно, чтобы оценить и масштаб замысла, и красоту предметов.

Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан. Представлены мебель и светильники по эскизам дизайнера.
Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан. Представлены мебель и светильники по эскизам дизайнера.
Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан.
Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан.
Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан.
Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан.
Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан.
Стенд дизайн-бюро Полины Пидцан.

Следующий участник — дизайнер Алексей Бочков. Алексей известен своими пышными, насыщенными, сложными и невероятно декоративными классическими интерьерами, стайлингом съемок, мультиформатными арт-проектами. Его стенд на выставке выглядел, как сокровищница антиквара, и «срабатывал» как машина времени, перемещающая нас в Петровскую эпоху. Антикварный мебельный верстак, современная мебель в классическом стиле, коллекционная бронза и фарфор, — и всё это в сочетании с эффектными работами фотографа Вадимира Клавихо-Телепнева, классическими и актуальными одновременно. Невероятно эффектно получилось, оторваться было невозможно — недаром у верстака, который в обычной жизни «служит» дома у Алексея обеденным столом, постоянно толпились посетители.

Стенд дизайнера Алексея Бочкова. Антикварная и винтажная мебель и фотоработы Владимира Клавихо-Телепнева.
Стенд дизайнера Алексея Бочкова. Антикварная и винтажная мебель и фотоработы Владимира Клавихо-Телепнева.
Стенд дизайнера Алексея Бочкова.
Стенд дизайнера Алексея Бочкова.
Стенд дизайнера Алексея Бочкова.
Стенд дизайнера Алексея Бочкова.

Следующий стенд по ходу нашей виртуальной «экскурсии» по экспозиции — объединенный стенд галереи ковров и гобеленов ручной работы Atelier CHOUTKO и DC Gallery, принадлежащей… мне. Мы сделали инсталляцию на тему 1960-х годов, использовав для этого уникальный гобелен Альбины Воронковой «Энергия» (1966) из коллекции Евгения Шутко и не менее уникальную мебель эпохи бразильского модернизма по дизайну Серхиу Родригеса и Жоржи Зальзупина из коллекции дизайнера Елены Албатовой, стоящую у меня в галерее. К ним мы добавили знаменитый комод «Лемех» по дизайну Элины Туктамишевой, и живопись и графику из моей галереи, в частности работы Сагита Сулейманова. Без ложной скромности скажем: получилось весьма убедительно и эффектно, эдакие воображаемые советско-интернациональные, стильные 1960-е.

Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO: гобелен Альбины Воронковой «Энергия» (1966) и винтажная мебель 1960-х из Бразилии.
Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO: гобелен Альбины Воронковой «Энергия» (1966) и винтажная мебель 1960-х из Бразилии.
Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO. Комод по дизайну Элины Туктамишевой, Mrs Ruby.
Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO. Комод по дизайну Элины Туктамишевой, Mrs Ruby.
Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO.
Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO.
Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO.
Стенд DC Gallery и Atelier CHOUTKO.

Нашими соседями по экспозиции стало творческое объединение IMMI. Это невероятно интересный творческий союз двух самобытных и ярких художниц, Ирины Ковалевской и Марианны Чайкиной. Обе обладают яркой индивидуальной манерой творчества. Ирина пишет дерзкие, насыщенные динамикой и цветом фигуративные работы, Марианна последовательно развивает традиции импрессионизма. Несмотря на стилистические различия, живопись Ирины и Марианны отличает единство творческого подхода — работа со светом, насыщение цвета смыслом, концептуальный подход к освоению мироздания средствами и искусства. Их работы напоминают мне поэзию Уильяма Блейка с его «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир — в зерне песка, в единой горсти — бесконечность, и небо — в чашечке цветка». Сотворчество художниц началось в 2011 году с совместных выездов на пленэры, переросло в теснейшее сотрудничество на всех уровнях и привело к созданию собственного креативного пространства в центре Москвы. Там Ирина и Марианна работают, проводят выставки  и мероприятия, позволяющие им продвинуть очень важную мысль: искусство формирует интерьер, определяет его и меняет. Эмоциональное и энергетическое воздействие произведений искусства таково, что одна картина на стене может создать характер дома. На стенде IMMI мы увидели это воздействие наглядно — и заглянули, собственно, в мастерскую художниц, чуточку прикоснувшись к их работе и атмосфере творчества.

Стенд творческого объединения IMMI с работами художниц Ирины Ковалевской и Марианны Чайкиной.
Стенд творческого объединения IMMI с работами художниц Ирины Ковалевской и Марианны Чайкиной.
Стенд творческого объединения IMMI.
Стенд творческого объединения IMMI.
Стенд творческого объединения IMMI.
Стенд творческого объединения IMMI.
Стенд творческого объединения IMMI.
Стенд творческого объединения IMMI.

Напротив IMMI расположился стенд художника Никиты Макарова «Русский лес». Наверное, самый поэтичный и атмосферный в экспозиции: среди березовых стволов на насыщенном темном фоне притаилась коллекция магических фарфоровых зверей, созданных Никитой. Объединив смысловые и стилистические элементы русских фольклорных традиций и промыслов он придумал целый фантастический мир, населенный волшебными хранителями леса. Про каждого зверя есть своя сказка, у каждого своя роль в экологии этого таинственного пространства. Некоторые звери — просто декоративные элементы, у части есть «человеческие» утилитарные функции менажницы или шкатулки. Все сделаны с невероятным уровнем проработки, изысканы и изящны. Все делаются вручную на собственном производстве Макарова под Переславлем-Залесским.

Стенд художника Никиты Макарова с фарфоровой скульптурой ручной работы.
Стенд художника Никиты Макарова с фарфоровой скульптурой ручной работы.
Работа художника Никиты Макарова.
Работа художника Никиты Макарова.
Стенд художника Никиты Макарова.
Стенд художника Никиты Макарова.

Следующая экспозиция была создана арт-галереей Milli.Art. Эта галерея работает с молодыми русскими дизайнерами и художниками, помогая клиентам подобрать обстановку в интерьер комплексно, в эстетической гармонии между предметами искусства и дизайном. В экспозиции директор галереи Алиса Родичева продемонстрировала этот подход наглядно: вышитое панно по дизайну Сергея Суровцева гармонично соседствовало с консолью Михаила Свистунова, креслами Анны Путиловой и Екатерины Ребровой, стеклом Александры Ярмольник, живописью Алексея Ланцева и работами молодых дизайнеров — выпускников творческого курса знаменитой Анны Муравиной. Что особенно важно для концепции нашего раздела, все предметы для этого образцового современного русского интерьера не только придуманы, но и произведены в России.

Стенд галереи Milli.Art с работами русских дизайнеров и художников.
Стенд галереи Milli.Art с работами русских дизайнеров и художников.
Стенд галереи Milli.Art с работами русских дизайнеров и художников.
Стенд галереи Milli.Art с работами русских дизайнеров и художников.
Стенд галереи Milli.Art с работами русских дизайнеров и художников.
Стенд галереи Milli.Art с работами русских дизайнеров и художников.

Рядом со светлым и молодежным интерьером Milli.Art расположился эффектный тёмный «Малахитовый будуар», созданный дизайнером Анной Быстровой. Анна и её коллеги работают в основном с интерьерами в традиционной стилистике, и показала пример своей работы, создав композицию на тему одного из самых «русских» материалов, который  только можно себе представить — малахита. Начав мысленное «путешествие» с малахитовой гостиной императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце и колонн Исаакиевского собора, Анна заканчивает его примерами того, как малахит может быть использован в декоре сегодня, показывает, как сам камень и его рисунок могут сочетаться с другими цветами и материалами. В частности, на стенде использованы обои по дизайну легендарного Тони Дюкетта и раковина с малахитовым подстольем от бренда Sherle Wagner. И то, что в очень русском интерьере использованы «иностранные» вещи тоже совершенно логично — русский дизайн эклектичен, вбирает в себя влияния Востока и Запада и сплавляет их в нечто самобытное.

Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».
Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».
Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».
Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».
Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».
Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».
Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».
Стенд дизайнера Анны Быстровой: «Малахитовый будуар».

Еще один арт-участник раздела — Ирина Бычкова и её Арт-агентство «Полёт». Они представили на вдохновленную Дягилевскими балетами экспозицию Les Saisons Russes — «Русские сезоны». Это богатая коллекция этнических работ, от старинных предметов быта и нарядов до произведений современных художников, созданных на основе фольклорных традиций: скульптура в стиле дымковской игрушки от Димы Горбунова, мультимедийная инсталляция с ковром ручной работы от Алексея Риттенберга, платок в технике «Ришелье”, разработанный на основе музейных образцов от возрождённой Холуйской строчевышивальной артели, коллекция матрешек от Виктории Шеляговой и расписанные ею в сотворчестве с Лейлой Улуханли комоды, вдохновленные изделиями хохломской и гжельской росписи и народными мотивами федоскиной миниатюры.

Стенд арт-агентства Ирины Бычковой «Полёт».
Стенд арт-агентства Ирины Бычковой «Полёт».
Стенд арт-агентства Ирины Бычковой «Полёт».
Стенд арт-агентства Ирины Бычковой «Полёт».
Стенд арт-агентства Ирины Бычковой «Полёт».
Стенд арт-агентства Ирины Бычковой «Полёт».

И наконец последний по порядку, но не по значению стенд в экспозиции — это композиция, представленная Татьяной Мироновой. Знаменитый архитектор и дизайнер, Татьяна уже много лет является одной из ключевых фигур в русской профессиональной интерьерной среде. Работает она в основном в традиционном стиле — её вариант классики светлый, лёгкий, непринужденный, и насыщенный деталями. Оформляя этот стенд, Татьяна в буквальном смысле позволила нам заглянуть в свой внутренний мир: обстановка инсталляции воспроизводит интерьер её московской квартиры. То есть это не просто современный русский интерьер — это живой и жилой интерьер. В нём много разнородных деталей, но неповторимая московская атмосфера, которую, на мой взгляд, ни с чем не спутаешь.

Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.
Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.
Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.
Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.
Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.
Стенд дизайнера Татьяны Мироновой с фрагментом интерьера её московской квартиры.

Получилась ли наша картина русского интерьера полной? Конечно нет, да и вряд ли такое вообще возможно, вспомним Козьму Пруткова: «нельзя объять необъятное». Однако мне кажется, что опыт вышел классный, и очень важный для дизайнеров и более широкой публики. Лично у меня вся эта история — и показанные экспозиции, — вызвали ощущение «хорошо, но мало». Хочется ещё — больше участников, больше разных стилей, больше вариантов и вариаций этого прекрасного, изменчивого, эклектичного и цельного, бесконечного, как сама Россия, русского интерьера.