Любите ли вы Влка Фенрика так же сильно, как я? Если да, то рано или поздно приметесь за «Наследие Вульфена».
Я принялся, пожалуй, поздно, и у меня сложилось немного очень субъективного мнения, что можно было бы и попозже.
Сборник «Наследие Вульфена» состоит из двух не очень объемных романов о Космических Волках (да, я начинаю с хорошего: книги о КВ, книги не очень объемные). Первая из них, «Проклятие Вульфена», принадлежит Дэвиду Аннандейлу, вторая, «Наследие Русса», — доктору Робби Макнивену. Суть обеих книг, одна из которых логически продолжает другую, в том, что Волки находят легендарную 13-ю роту, затерянную в варпе еще со времен Сожжения Просперо. Находят во время противостояния демоническому вторжению. А в это время демоническое воинство атакует Фенрис и его густонаселенные спутники. Дело осложняется тем, что вульфены из 13-й — мутанты и не могут понравиться Империуму. И заверте…
Я уже немного расслабился после хорроров Аннандейла. И знаете, про 13-ю тоже можно было бы написать хоррор. Такой… психологический. Когда человеческое тело перерождается в звериное — но остаются какие-то чувства, мысли, остается братство, может быть, последнее человеческое, что еще помнят эти души, остается владение оружием — тоже, наверное, последнее, что еще есть в вульфене от гордого Небесного Воина. И с жутким осознанием остальных Волков, что да, это братья, более того — это вероятное будущее для тех, кто еще сохраняет человеческий облик. Тем более, речь идет об Астартес, у которых весьма жесткое отношение к мутантам, к варпу и т.д., перед ними должна была в полный рост встать очень болезненная проблема этического характера — принимать этих старых-новых братьев или нет?
Очень бледно это в «Проклятии…» раскрывается, пунктирно. Правда, Аннандейл все же галопом по европам сообщил: да, проблема этическая была, были споры, были надежды, что вслед за потерянными братьями вернется сам Русс, были сомнения и опасения ярлов Великих рот… Но зачем подробно прописывать всю эту психологию, если можно гнать погонные метры болтерпорно, не приходя в сознание?
У экшна в исполнении Аннандейла есть уникальная особенность. Он никак не двигает сюжет. Как только начинается экшн — сюжет провисает, теряется, заканчивается и лишается смысла. Почему опытный профессиональный писатель не использует экшн как средство для раскрытия важных моментов в сюжете и в характерах персонажей, — я не знаю. В итоге у меня осталось ощущение, что рассказано нам очень немногое, от силы на короткий рассказик или максимум повестушку, а воды с густо растворенным в ней болтерпорно налито куда больше, чем я согласен был выпить.
Но «Проклятие вульфена» — это Трон с ним, это Аннандейл, спасибо, что не очень толстое. А вот доктор Макнивен — другое дело. Он блеснул романами о Кархародонах, он написал неплохой роман по АоСу, и вообще у него с экшном все в порядке. Так, что ли?
Не так. К моему большому сожалению.
Чтобы не спойлерить сюжет дилогии больше, чем надо — вдруг кто еще не прочитал — отмечу, что в нем появятся инквизиция, Темные Ангелы, Ультрамарины, Железные Руки, Серые Рыцари и еще много кто. И опять-таки можно было ожидать накала страстей, столкновения военных доктрин, больших и малых трагедий — фабула «Наследия Русса» к этому очень располагает. Но нет, у нас снова болтерпорно. Макнивен с ним управляется немного лучше, по крайней мере, сюжет оно как-то двигает. Но… что нового мы узнаем из этой книги? Что Темные Ангелы — простите, судаки и не нравятся инквизиции еще больше, чем Волки? Что Железные Руки запросто могут устроить орбитальный удар по объекту, где еще остаются союзники? Что Ультрамарины могут проявлять похвальную взвешенность?
И все? Мы всю дорогу этого не знали?
Арка Рагнара выглядит половинчатой: может, из нее хотели сделать что-то вроде эпичного сказания с обязательным перечислением всех героев и всех подвигов или просто добавить еще одну линию, чтобы книга вышла не очень плоской, но получилось просто скучновато.
Инквизитор тускнеет — у Аннандейла он хотя бы играл важную роль. Действия Серых Рыцарей будто для объема вставлены. Ах да, еще Волков надо было выставить болванами, которые с гиканьем и свистом бегут с мечом супротив гигантского демона Кхорна.
Особенно мне было обидно за эпизод, в котором находят семью губернатора. Из него можно было сотворить эмоциональную кульминацию. А его скомкали скороговоркой. Строго говоря, после того, что сделали Темные Ангелы, никакого сотрудничества — тем более у КВ, которые очень трепетно относятся к смертным союзникам — не подразумевалось, и уж конечно, легко перейти к нему бы не удалось. Автор как будто двигал по бумаге куски пластика, не чувствующие и не страдающие, а не живых героев…
Возможно, эта дилогия понравится тем, кто читает боевую фантастику ради перестрелок, демонических скачек, рубилова, мочилова в пустоте и снова перестрелок. С моей же колокольни чудовищный перебор экшна на фоне слабо раскрытых этических конфликтов, картонных персонажей, регулярно теряемой логики и запоротой напрочь атмосферы больше всего напоминает не особо успешную новеллизацию старого DOOMа, а не Вархаммер.
Как нетопырь человек, который читал кучу проходняка о любимом ордене, могу сказать уверенно: под обложкой «Наследия вульфена» оказались одни из самых неудачных текстов о Космических Волках. Увы.
#Warhammer40000