Найти тему
"Между нами, дикарями"

«Из жизни белок»: Как веровать на Опушке?

Оглавление
Боброе то ли утро то ли день, дорогие читатели!
Расскажу немного о реалиях местного бытия, а то в последнее время я все больше говорил на другие темы.

Извилистая дорога к храму

В общем, пробежался было Крокодил тропами извилистыми да к местным капищам. Видя, что в кустах прячутся только старые кабанихи и не узрев там ни одной гиены, Крок приблизился к входу на капище и даже зашёл внутрь.

Предметом его интереса было узреть какое-нибудь интересное объявление, описывающее тенденции религиозно-политической жизни на этом клочке Опушки.

Но ничего он там не увидел.

Призывов перекрещиваться там не было, ибо этого и ожидать не стоило, поскольку сама организация под патриархатом Первопрестольной никакой анафеме не предавалась, в ереси не обвинялась, так что с религиозной точки зрения крещение в оной остается вполне легитимным.

От наших «реформаторов», конечно, можно ожидать всякого, но не думаю, что они зайдут так далеко, ибо, скорее всего, понимают, что в религиозных вопросах большая часть народа тяготеет к консерватизму, и столь радикальные действия могут сыграть на руку Хладолесью.

К тому же, некоторые не вполне трезвые представители медиа Хладолесья, то ли от нехватки ума, то ли от избытка эмоций, то ли сознательно или неосознанно работая на Режим Такой-то Матери городов русских, стали кричать, что на Опушке запрещают русское православие.

Всё-таки думать нужно, прежде чем прилюдно рот открывать. Вероятно, стоило бы поинтересоваться тем, что есть Символ веры и насколько оный отличается у обоих патриархатов. Одно это пояснило бы многое.

Борьба носит исключительно административный характер. Не удивительно, что народ в целом воспринимает этот процесс без особого интереса, ибо высшим иерархам он не доверял вообще никогда, какой бы патриархат они не представляли.

Просто одни из верующих прямо говорили, что там одни воры да бандюки, причем поголовно неверующие, а другие считали, что таковых осуждать нельзя, ибо это слуги божьи. Но произносилось это с таким выражением лица, что почище вербального осуждения было.

Так что безразличие абсолютно объяснимо.

Впрочем, даже если бы в сами догматы внесли бы изменения, 90% прихожан этого тоже не заметили бы, ибо даже с Символом веры незнакомы не только оголтелые пропагандисты, но и те самые 90% прихожан. О чём-то бо́льшем я и не говорю.

Сохранение внешней стороны православия абсолютное большинство вполне устроит, ибо следовать христианским заповедям внутренне давно желают лишь единицы.

Перенос календаря

Это во многом показательный пример, как религиозного консерватизма масс, так и их религиозного невежества.

Так с изменением даты празднования согласилась лишь наименее религиозная часть православных. Хотя, «нерелигиозный православный» – это просто оксюморон какой-то. Впрочем, если есть китайский коммунистический капитализм, то почему бы и нет.

Мотивация этой группы такова: «весь прогрессивный мир так празднует, так что надо быть, как все нормальные люди».

Перефразировав известную фразу («ничего личного – только бизнес»), можно сказать, что видение ситуации этой группы православных описывается фразой «ничего религиозного – только политика».

Вторая группа более религиозна и перенос праздников не поддерживает. Выступать против в виде каких-то акций протеста, разумеется, она не собирается, но праздновать намерена по старинке.

Мотивация второй группы: «вот как всегда было, так и дальше будем». Очень распространён и второй вариант, согласно которому перенос плох, «потому что на 13 дней».

Одним словом, в вопросах веры обе группы демонстрируют, что решающее слово либо за консерватизмом, либо за вытесненным политикой неверием, либо за суеверием.

Вероятно, некоторые люди знают историю всей этой календарной свистопляски. Даже наверняка таковые есть. Но совершенно очевидно, что их немного.

Религиозная демократия

Не знаю, как обстоят дела сейчас, но недавно в местных церквях, вывешивали объявления о том, что прихожанам предлагается принять участие то ли в анонимном, то ли в неанонимном (уже не помню) голосовании относительно того, двигать Рождество туда, куда политический ветер дует, или же оставить там, где лежало.

Насколько активно участвуют прихожане в этой занятной процедуре, мне неизвестно, как неизвестно и то, насколько она прозрачна и не прикрывает ли под видом демократии очередную «всенародную поддержку», наподобие той, которая раз за разом рисует нелепые мегарейтинги местного политического лидера.

Здесь, наверное, все будет решать то, за кем останется последнее слово в решении этого вопроса: за церковными иерархами, очень осторожно относящимися к этому вопросу в страхе потерять прихожан, или за традиционно безмозглой группой агрессивных фанатиков которым опять приспичило «мынаш-мыновый мир построить»

Кстати: ситуация в религиозной сфере здесь смотрится намного более здоровой, нежели в политической. Всевозможные ролики, наводняющие сеть, и сообщения очевидцев процессов всегда описывают примерно одну и ту же картину: живёт себе церковь и ее прихожане привычной жизнью, как вдруг врываемся несколько оголтелых национал-христиан (еще одно бредовое сочетание) и начинают гонять толстого попа и ветхих бабок, требуя подчинения. При этом делается это настолько бездарно и напоказ, что иной раз подумал бы, что это фейк, если бы не было очевидцев.

Интересно

Мне в самом деле очень интересно дожить до конца этой эпопеи.

Во-первых, хотелось бы увидеть, как будет улаживаться религиозный вопрос. Ведь ситуация двойственная не только сейчас, но и останется таковой после победы.

Судите сами: обе стороны обвиняют друг друга в расколе, причем нельзя сказать, что новообретенная церковь Опушки демонстрирует наибольший радикализм. Усердствуют главным образом Московский патриархат, не признавший решения Константинопольского и последний, настоятельно требующий от Московского подчиниться.

Ситуация смотрится тупиковой, и обе стороны говорят исключительно о том, чье слово последнее, но никак не о вере, которая им, похоже, намного менее интересна, нежели политика.

Признаться, хотелось бы посмотреть, чем кончится эта тяжба.

Ясно одно: либо это закончится реальным расколом между Русской православной церковью и Константинополем, что теоретически может сделать РПЦ лидером православного мира, но ударит по православию в целом, либо одна из сторон подчинится другой, что в целом выглядит менее радикальным, но все равно ударит по престижу одной из сторон. Впрочем, со временем это забудется.

Гораздо интереснее будет наблюдать за тем, как будут себя вести местные верующие в случае упразднения ПЦ Опушки, ибо видеть, как в очередной раз будут найдены аргументы в пользу возвращения обратно, чрезвычайно занятно.

Занятно еще и потому, что аргументация должна будет не только оправдывать возвращение, но и объяснять, почему прежний переход был тоже правильным.

Думаю, что наиболее простой вариант примерно таков: «когда была Опушка – нужно было шоб була своя церква, а теперь, за отсутствием страны, она не нужна».

Одним словом, «Нет Опушки – нет церквушки».

Пока что же мы находимся в середине процесса.

К этому я могу добавить, что по моим впечатлениям, как минимум, 9-ти из 10-ти местных православных эта идея с автокефалией вообще не пришла бы в голову, ибо их и так всё прекрасно устраивало.

На это четко указывал тот факт, что даже после известных событий восьмилетней давности в праздники абсолютное большинство верующих наполняло храмы именно тех церквей, которые находились под вашим патриархатом, а не довольно многочисленных свежепостроенных, которые принадлежали местным тогда еще не признанным православным религиозным организациям.

И могу сказать, что даже сейчас, после того, как Константинополь даровал Опушечной церкви автокефалию, народ ходит почти исключительно в те храмы, которые ранее были за МП или остаются за таковым, тогда как другие остаются полупустыми, даже если до них намного ближе.

Исходя из этого, можно предположить, что в случае возврата местных церквей под власть МП, бо́льшая часть народа воспримет это с облегчением, как устранение мешавшей вере и покою наболевшей политической проблемы.

А вот как поступят с календарём – это загадка.

Поскольку ведение нового календаря нынешними властями не форсируется, можно предположить, что его так толком и не введут.

Хотя, ранее можно было допустить, что РПЦ сама перейдет на новый календарь, ибо он более точен. Но в контексте нынешних споров это решение, скорее всего, будет отложено до более поздних времен, ибо смена календаря создаст иллюзию, что ПЦ Опушки была-таки в чем-то прогрессивнее.

Лучше подождать до тех пор, когда всё забудется. Наверное, всё так и сделается. Терпение, неторопливость и отсутствие желания сломя голову бежать за прогрессом – вообще великая сила церкви, да и любой религиозной организации, которая выручала о не раз и не два.
До встречи!