Найти в Дзене

«Спасли Ленина, который висел на арматурах»: самарские реставраторы рассказали об интригах своей работы

    Работы у музейного реставратора очень много Светлана МАКОВЕЕВА
Работы у музейного реставратора очень много Светлана МАКОВЕЕВА

Самарчанка Анна Дюпина совсем недавно окончила Самарский институт культуры, искала работу и наткнулась на объявление о том, что в музее Алабина требуется реставратор. Там начинающий специалист познакомилась с опытным коллегой Константином Перцовым, который отдал работе в музее более 20 лет. И попала в мир тайн и загадок, которые открывают внимательному исследованию древние клинки и предметы мебели, а также научилась возвращать жизнь старым памятникам. В первое время девушка специализировалась на керамике, а потом научилась работать с бумагой и тканью.

    Анна Дюпина повышает квалификацию и открывает для себя много нового в работе Светлана МАКОВЕЕВА
Анна Дюпина повышает квалификацию и открывает для себя много нового в работе Светлана МАКОВЕЕВА

Древние вазы из осколков

В руки к мастерам, способным воссоздать прошлое из мельчайших крупиц, попадают разные предметы. Однажды Анне пришлось работать с глиняным сосудом, который напоминал стеклянный по толщине стенок.

- Когда я собирала его из осколков, не могла поверить, что это можно было сделать вручную без современного оборудования. Дело в том, что стенки кувшина были очень тонкими, будто стекло, а горлышко настолько узкое, что туда даже не могла пролезть рука. Это невероятно, мастера того времени были гениальными скульпторами, - говорит мастерица.

Конечно же, доживают до наших дней далеко не все элементы этого пазла из прошлого. Чтобы экспонат был устойчивым, недостающие кусочки реставраторы делают сами, но красят их в неприметный темно-серый цвет, чтобы не отвлекать внимание зрителей.

    В музее Алабина есть коллекция статуй Ленина Светлана МАКОВЕЕВА
В музее Алабина есть коллекция статуй Ленина Светлана МАКОВЕЕВА

Коллекция Лениных и чешский уникум

Сейчас все сотрудники музея готовятся к переезду - основное здание будут реконструировать. Работы немало: нужно отреставрировать как можно больше экспонатов, и не потерять при переезде важные части исторического музейного фонда. Вот сейчас Анна и Константин закончили реставрировать большую коллекцию бюстов и памятников Владимиру Ленину и другим политическим деятелям прошлого века.

Один из Лениных в коллекции музея Алабина имеет для реставраторов особую ценность. Анна и Константин провели очень большую работу, чтобы восстановить скульптуру и выставить ее на всеобщее обозрение для ценителей искусства.

    "До" и "после". Восстановлена кепка, газета в руке и ноги
"До" и "после". Восстановлена кепка, газета в руке и ноги

- Скульптура была в плачевном состоянии, Ленин буквально висел на арматурах. Для того, чтобы начать восстановительные работы, мы долго искали предполагаемого автора, чтобы восстановить вождя именно в том виде, как он был задуман изначально, - отмечает Константин Перцов. - По некоторым линиям и позе Ильича мы поняли, что автором скульптуры может быть чешский художник, о котором мало что известно в России. Однако в Чехии он был очень популярным, поэтому пришлось искать информацию и на иностранных сайтах в Интернете.

Узнав автора, реставраторы взялись за дел: Анна лепила части скульптуры из гипса, именно так, как задумывал первоначальный автор. И теперь работа готова отправиться на выставку.

Записки в рукояти клинка и запрещенные книги в тайном ящике

Работа реставратора приносит много интересных открытий. Некоторые экспонаты скрывют в себе не6ожиданные тайны. Так, в руки Анны попал старинный клинок, который за многие годы, а, может, и столетия покрылся ржавчиной, грязью и пылью. Умелые руки реставратора очистили нож, а во время осмотра девушка нашла практически незаметный тайник.

- В рукояти были спрятаны маленькие клочки ткани с изображенными на них непонятными знаками. Кусочки ткани были обагрены каплями, похожими на кровь. Возможно, эти тайные письмена имели для владельца клинка особый смысл, может даже были оберегом, - говорит мастер.

    В каждом экспонате есть своя загадка Светлана МАКОВЕЕВА
В каждом экспонате есть своя загадка Светлана МАКОВЕЕВА

Константин Перцов признался, что очень любит реставрировать старую мебель: шкафы, столы, советские букеты. И в столешницах, и в навесных полочках часто удается найти тайники.

- Вроде смотришь, ну, негде там прятать - слишком узко или неглубоко. Но даже в тонких столешницах столяры умудрялись делать тайники. Так, в навесных полочках сбоку было отверстие, где можно было спрятать запрещенные тогда книги или же облигации, а в письменных столах ящики делали с двойным дном, - рассказывает реставратор.

    Реставрация требует специальных знаний и усидчивости Светлана МАКОВЕЕВА
Реставрация требует специальных знаний и усидчивости Светлана МАКОВЕЕВА

КСТАТИ

У реставраторов даже есть своя «клятва Гиппократа», как у докторов. Венецианская хартия гласит «ничего лишнего, сохранить максимум, восстановить точный облик». Вот установили ученые, что доисторические люди ели бублики, а археологи нашли только дырку от бублика, так вот реставраторы должны показать публике облик именно того хлебобулочного изделия, которым питались наши предки - а это достаточно сложно и кропотливо. Но самарские реставраторы с готовностью и интересом берутся за любое, даже порой невозможное, дело и с успехом возвращают нам уникальные исторические экспонаты.

    Константин Перцов больше 20 лет работает в музее Светлана МАКОВЕЕВА
Константин Перцов больше 20 лет работает в музее Светлана МАКОВЕЕВА

ЧЕСТНОЕ МНЕНИЕ

Константин Перцев о своей работе: «Это не профессия, это призвание»

- Реставратор - это не профессия, это призвание. Не ты выбираешь работу, а работа выбирает тебя. В большинстве случаев реставраторами работают те, кто с детства любил ходить в модельные кружки, знает материаловедение, хорошо владеет многими инструментами и действительно «горит» этим делом. Реставраторы немного люди с сумасшедшинкой, которые работают не ради денег, а за интерес. Мы постоянно экспериментируем, что-то изобретаем.