Если я спрошу вас, кто самый новогодний режиссер, вы наверняка хором ответите: «Эльдар Рязанов!» Еще бы, ведь уже которое десятилетие подряд мы не мыслим себе самый радостный праздник в году без обязательного просмотра «Иронии судьбы, или С легким паром» и «Карнавальной ночи».
Но когда выключалась камера и звучала команда: «Стоп, снято!», Эльдар Александрович начинал говорить такие вещи, которые, возможно, не все ожидали услышать от автора самых популярных в стране комедий, потому что говорил он серьезно.
И нам сейчас, живущим на раздрае и на распутье, пожалуй, очень важно вспомнить именно это его наследие. Тем более что его замечательные фильмы нам обязательно покажут, как только новогодние торжества станут чуть ближе.
🎬Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи.
🎬Неважных периодов в жизни не бывает.
🎬Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все сразу и много, и при этом не работать. Русские сказки – это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему.
🎬Многие из нас думают, что любили, но по большому счету прожили жизнь без любви. Принимали за любовь или увлечения, или какие-то чувственные привязанности. А любовь – особое чувство. С моей точки зрения, способность любить – это как талант, который либо дан человеку, либо нет.
🎬Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль – не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
🎬Исповедь, я думаю, то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна.
🎬Где есть юмор – там есть и правда.
🎬Когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинают выползать из всех щелей. Поэтому для меня – это рецепт только для меня – мне надо все время работать.
🎬Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто их вырастил.
🎬Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
🎬Пока не вспомнишь, что тебе не нужно, не можешь делать то, что тебе необходимо.
Но, конечно, главные рязановские цитаты – это фразы из его фильмов. Недаром же мы до сих пор нет-нет да и ввернем их в разговор.
«Карнавальная ночь» (1956)
🎬Есть установка весело встретить Новый год.
🎬Я и сам шутить не люблю, и людя́м не дам.
🎬И так коротенько, минут на сорок…
🎬Бабу-ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своем коллективе.
🎬Но стоит только нам взять телескоп, как мы уже видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки… Лучше всего, конечно, пять звездочек!
«Берегись автомобиля» (1966)
🎬Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится.
🎬Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины.
🎬Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль.
🎬Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
🎬– Кто свидетель?
– Я! А что случилось?
🎬Этa нога – у того, у кого надо нога!
🎬Актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка.
🎬Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше и не вспоминать.
🎬Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
🎬–Я узнал вас.
– А это не я!
– Это ж вы говорили: «А судьи кто?»
– Я про судей ничего такого не говорил…
🎬Тебя посодют, а ты не воруй!
🎬Я не настолько богат, чтобы оплачивать еще и стихийные бедствия.
🎬Жениться нужно на сироте.
🎬Он хоть и вор, но бескорыстный, честный человек.
🎬Свободу Юрию Деточкину!
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
🎬Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню…
🎬Если ты хочешь вращаться, тогда, конечно, вращайся.
🎬Сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной, – просто смывание грязи.
🎬Родился лирический, нежный тост.
🎬– У нее прекрасное имя… Галя.
– Главное, что примечательно, – редкое.
🎬Если мы в таком темпе будем продвигаться, я на аэродром не попадаю.
🎬– Мы не будем полагаться на случай. Мы пойдем простым логическим ходом.
– Пойдем вместе.
🎬– 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, четвертый этаж.
– Хоть пятый!
🎬Значит, Галечка сейчас в Москве, а я на полу в Ленинграде?!
🎬По счастью, у нас с вами разные мамы.
🎬– Я не проходимец. Неужели вы этого не видите, я несчастный человек.
Как будто несчастный человек не может быть проходимцем!
🎬Пить надо меньше, надо меньше пить…
🎬Я вам не доверяю, у меня там ценный веник.
🎬Это не дом, это проходной двор какой-то!
🎬Беги, открывай. Это наверняка Ипполит. Что-то его давно не было.
🎬Как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости.
🎬Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!
🎬– Это вы Ипполита окатили? Он сейчас шел весь мокрый!
– Это он мокрый от слез.
🎬Ой, тепленькая пошла.
«Служебный роман» (1977)
🎬Земной шар, как известно, вертят именно оптимисты.
🎬Труд облагораживает человека. Поэтому люди с удовольствием ходят на работу. Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.
🎬Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем.
🎬Она знает дело, которым руководит. Так тоже бывает.
🎬Когда-то ее выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.
🎬Она не женщина, она директор.
🎬Мать у них был – Новосельцев!
🎬У нашего руководства, то есть у меня, родилась, как ни странно, мня-мня, мысль…
🎬Именно обувь делает женщину женщиной.
🎬Неудачные ноги надо прятать!
🎬Почему умер? Я не отдавала такого распоряжения…
🎬Если вы еще способны плакать, то не все потеряно.
🎬Дороже вас у меня вот уже несколько дней никого нет.
«Гараж» (1979)
🎬У нас не может быть хорошей работы. Бывает удовлетворительная или неудовлетворительная.
🎬Законным путем идти можно. Дойти трудно.
🎬– Я за машину Родину продал!
– Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе.
🎬Как вы смеете называть товарища Милосердова «какой-то» и «никакой»?
🎬Нам, интеллигентам, свойственно делать пакости, а потом долго-долго себя терзать.
🎬Я из большинства. На таких, как я, все держится!
🎬Я не настолько глупа, чтобы в обществе таких благородных людей держать при себе ключи.
🎬Для правды времени не жалко.
🎬– Человек – это тоже животное. Его тоже надо охранять.
– От кого?
– Человека надо охранять от человека.
🎬Мы вам ничего не позволим показывать! Мы вам сами все покажем!
🎬Вовремя предать – это не предать. Это предвидеть!
А еще у Рязанова были стихи. Удивительные, тонкие, пронзительные.
Хочется легкого, светлого, нежного,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого, и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущие,
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать все живущее!
Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожей солнца свечение,
в воду бросаться с мостков без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила,
и чтобы сердце неслось ошалелое
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее.
Только за все что промчалось – заплачено,
и остается расплата прощальная.