Найти тему
Глокая куздра

«Война и мир» в театре Вахтангова

В великой литературе обязательно есть своя «Илиада» - книга о войне и своя Одиссея – книга о странствиях хитреца. Русская «Илиада» - это «Война и мир» Л. Н. Толстого. Книга о войне, человеческой душе, судьбе и законах мироздания. Это глыба, объять которую невозможно, как невозможно объять вселенную. Но которую возможно постигать всю жизнь...

Ростовы, Болконские, Пьер – это герои, которые вместили в себя часть Толстого, его мысли, надежды, мечты. В каждом герое можно найти отражение Толстого, оттого они живые, близкие нам, живущим через 150 лет после писателя, понятные школьникам. Толстовские размышления о человеке, о его душе, о войне и мире – это не художественный прием Толстого, это его жизнь, способ познания.

Я люблю эту книгу.

Поэтому не могла не сходить на «Войну и мир» в театр Вахтангова. Спектакль Римаса Туминуса идет на сцене театра уже год. Зал всегда полон, хотя идет спектакль почти 5 часов и только в будни.

К спектаклям театра Вахтангова у меня сложные отношения, к Римасу Туминасу тоже. Я смотрела его «Евгения Онегина» в этом же театре и вот теперь «Войну и мир». Оба спектакля гениальны, но в обоих есть нюансы, которые могут эту гениальность перечеркнуть. В «ЕО», кстати, этих нюансов значительно меньше.

Добавлю, что это исключительно мое мнение, я не театральный критик, не считаю себя искушенным театроведом. Я любитель, но вот в русской литературе кое-что понимаю.

Итак, «Война и мир» в театре. Показаны линии Болконских, Ростовых, Курагиных, Пьера. Война дана чуть-чуть, через Николая Ростова - гениально, трагично и правдиво; через Андрея Болконского - как-то крикливо и ненатурально.

Спектакль качественный, игра актеров на высоте, причем и молодых тоже: Наташу у нас играла Ксения Трейстер, студентка 3 курса Щуки, Пьера – Павел Попов. Про Людмилу Максакову (Марья Игнатьевна Перонская), Андрея Ильина (Граф Илья Ростов), Евгения Князева (старый князь Болконский) можно и не говорить, их игра выше слов. Все вопросы к режиссерским решениям и трактовкам образов.

Слева направо: Соня (Мария Волкова), Наташа (Ксения Трейстер), Перонская (Людмила Максакова), граф Ростов (Андрей Ильин), Вера (Лада Чуровская)
Слева направо: Соня (Мария Волкова), Наташа (Ксения Трейстер), Перонская (Людмила Максакова), граф Ростов (Андрей Ильин), Вера (Лада Чуровская)

В спектакле великолепное музыкальное оформление. Музыка гармонична и дополняет действие, Наташа, Соня и Николай прекрасно поют.

Из декораций – одна серая стена со ступенью. Она движется по сцене. Это такой минимализм. Очень сильно она сыграла в сцене смерти князя Николая Болконского. На балу, в горящей Москве, в Бородинском сражении декораций не хватало.

При анализе спектакля буду называть не актеров, а героев романа. Фотографии взяты с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/show/war_and_peace. Там же есть трейлер со сценами из спектакля, в нем звучит великолепная музыка.

Абсолютно все образы гиперболизированы. Но где-то это гармонично. В сочетании с музыкой, мезансценами эта гиперболизация как-то стирается, становится не такой выпуклой, а потому уместной, добавляет образу яркости. Таков граф Ростов, нелепый, лиричный; старый князь Болконский, требовательный, бескомпромиссный, почти жестокий, но в то же время человек дела, думающий о России, любящий своих детей; интриган Василий Курагин, охотящийся за чужими деньгами; убедительны Анатоль Курагин и Элен в их разврате, пошлости и неизмеримой глупости; хороша маленькая княгиня Лиза Болконская.

Ростовы

У Толстого эта семья - открытые, жаждущие жить, эмоционально-щедрые люди, олицетворение самой России. Они и Болконские – семьи если не идеальные, ибо нет идеальных семей, то образцовые. С преемственностью поколений, с искренностью, пониманием и безусловным принятием друг друга. Герои допускают ошибки, и порой страшные, но они приходят в свои семьи и находят там опору. В героях Толстого воплощены четыре стихии. Ростовы – это земля, щедрая, плодородная, дающая жизнь и не оскудевающая, бытовая, простая и понятная. Болконские – воздух, небо, высокое, благородное и недостижимое, честь, высший долг. Семьи разные, но каждая по-своему прекрасна. В спектакле семьи получились нелепые, шутовские и несчастливые.

В образах Наташи, Николая, даже графини Ростовой гиперболизация мешает.

Наташа - экзальтированная, не может справиться со своими эмоциями, ползает по сцене и бьет князя Андрея кулаками в ответ на его слова о свадьбе, которая отложен на год. Сцена длинная, мне было неприятно и даже стыдно на это смотреть. А ведь это лучшие страницы романа:

— Це — лый год! — вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. — Да отчего ж год? Отчего ж год?… — Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
— И нельзя иначе? — спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
— Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! — вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. — Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. — Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
— Нет, нет, я всё сделаю, — сказала она, вдруг остановив слезы, — я так счастлива! — Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Николай в упоении восторга уходит на войну (это вполне уместно, но все равно он чрезмерно экспрессивен, почти кривляется), в этом же упоении возвращается и в нем же спасает княжну Марью от взбунтовавшихся крестьян.

княжна Марья (Полина Чернышова), Николай Ростов (Юрий Цокуров), м-ль Бурьен (Аделина Гизатуллина)
княжна Марья (Полина Чернышова), Николай Ростов (Юрий Цокуров), м-ль Бурьен (Аделина Гизатуллина)

Вот эти две сцены прям покоробили, после них действительно захотелось встать и уйти.

Еще я не поняла, зачем в спектакле так много Веры Ростовой, она есть в каждой сцене. В начале романа она в мужском костюме, курит, потом часто в мужском цилиндре.

Графиня Ростова падает на колени перед сыном в момент его возвращения из армии – это вообще полная чепуха (простите за мой слог, но по-другому сказать не могу).

-3

В книге все расступились, когда вошла графиня, она обняла Николая и никто не посмел помешать ее материнской радости.

Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом, верно, без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь, рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки.
…Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд и не спускали с него восторженно-влюбленных глаз. Брат и сестры спорили, и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.

В спектакле Николай стоит на стуле, а мать, Наташа и Соня ползают по сцене перед ним.

В начале постановки молодые Ростовы, Соня и Борис так много бегают по сцене, что начинают раздражать. Они раза четыре пробегают по ней, прерывая разговор взрослых, Наташу и Соню тащат на больших кусках ткани, они играют по очереди на музыкальных инструментах. И если в первый раз это показалось интересным режиссерским ходом, то на четвертый просто стало бесить.

После бала семья Ростовых возвращается домой. Старый граф в весьма веселом расположении духа, графиня разворачивается к нему и дает ему несколько пощечин. В романе этого, конечно, нет! Зачем эта «правда жизни»? Что она дает нам, зрителям? Сразу вспомнилась сцена из спектакля «Евгений Онегин», тоже вызвавшая у меня, мягко говоря, недоумение: Татьяна едет в Москву, кареты останавливаются и дамы, подняв платья и шубы, якобы по глубокому снегу идут в одну сторону, а мужчины в другую, видимо, в туалет. Я искренно не понимаю, зачем это вставлять в спектакль. Какие смысловые или эмоциональные нагрузки несут эти «гениальные» режиссерские находки?

Вообще, Ростовы, кроме старого графа, получились придурочными в спектакле. Обидно, в книге они не такие.

Есть и очень сильные сцены в спектакле, прям до слез: сцена в начале спектакля с Марьей Дмитриевной Ахромосивой (актриса Ольга Тумайкина), когда она говорит: «А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На все воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует», а молодежь: Наташа, Соня, Борис и Николай – встают рядом с ней. Прощание Андрея Болконского с отцом и женой. Сцена перед женитьбой Пьера. Момент, когда Соня и Наташа поют молитву перед отъездом из уже горящей Москвы. Смерть Николая Болконского, вообще все сцены со старым Болконским хороши. Сцена Бородинского сражения и момент после него, она показана через Николая Ростова. Наташа после смерти князя Андрея, когда она вальсирует одна.

Андрей Болконский

В романе он и Пьер олицетворяют духовный рост, искания. В спектакле этого не получилось. Андрей орет очень, сначала на жену, потом на Пьера. Какая-то ходячая кукла с великолепной выправкой. Есть несколько лиричных моментов. Но вместе с тем именно в нем, как мне кажется, выразилась ненависть режиссера к русским. В разговоре с Пьером Андрей говорит о том, что крестьянам не нужна свобода, не нужен досуг и больницы. Пьер ему возражает, Андрей аргументирует. Это все есть в романе. Но режиссер не добавил потом то, что добавил Толстой про князя Андрея. Что тот отпустил своих крестьян, заменил барщину оброком.

...Все те меры, которые затеял у себя в имении Пьер и которые он не смог довести ни до какого результата, все эти меры, без особого труда, были успешно воплощены в жизнь князем Андреем. У него, в отличии от Безухова, была та практическая цепкость, благодаря которой дела без его особых усилий продвигались вперед. Некоторых крестьян он перечислил в вольные хлебопашцы, для других заменил барщину оброком. Крестьяне и дворовые обучались грамоте, специально для них была выписана ученая повивальная бабка.
-5

Андрей же перед Бородинским сражением в спектакле разговаривает с Пьером очень озлобленно, кричит. И говорит только о том, что все плохо, все готовы умереть... Нет патриотизма, нет того чувства, из-за которого в книге князь Андрей идет в полк, а не в адъютанты и солдаты его называют «наш князь», и он готов умереть не за славу, не за почет, не за любовь всех людей, а просто за свою землю. Вот это не передано вообще.

Но Бородинское сражение сделано сильно. На сцене только Николай Ростов, босиком, в белой рубашке, под музыку и звуки боя бьется, падает, стреляет, рубит, опять падает. Потом раскладывает шинели по сцене, поднимает их штыком винтовки, иногда рыдает, иногда вздыхает и прощается с товарищами. Видно, что он ранен, смертельно устал, измучен. Втыкает штыком винтовку в пол, она и станет надгробием князю Андрею. Потом он произносит монолог. Это очень сильная сцена.

Конечно, вместить 4 тома Толстого в один спектакль невозможно, поэтому какие-то сюжетные линии романа опущены, какие-то даны очень поверхностно, что-то сжато. Но в этом, кстати, обвиняли и Бондарчука.

Мне не хватило глубины линии Андрея и Наташи, линии Наташи и Пьера – ее вообще не было, можно сказать, была одна сцена, кстати, неплохая, когда Пьер после неудачного побега Наташи с Анатолем приезжает к ней и говорит ей слова утешения («Если бы я был не я…»), а она целует ему руку. Весьма сжато дан Андрей Болконский, Пьер весь спектакль бегает чудаком, последний монолог его неплох, но затянут очень.

В этом плане очень выигрывает спектакль «Война и мир. Начало романа» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Он тоже идет 4 часа, но захватывает только первый том. Вот это действительно отличная постановка, без всяких НО.

Римас Туминас – гениальный режиссер, но хорошо, что он уехал и больше ничего у нас ставить не будет!

После спектакля осталось очень двойственное впечатление. Смотреть спектакль, не читая или плохо помня роман, не рекомендую. Школьникам не рекомендую. Если любите Толстого, знаете текст или основные сюжетные линии, то посмотреть можно. Скорее это художественное чтение романа, а не спектакль. Мне не хватило диалогов и погружения в жизнь героев, ощущения причастности. Минимализм и некая отстраненность чувствуются.

Если видели «Евгения Онегина» и вам понравилось, то «Война и мир» тоже понравится, стиль режиссера очень узнаваем.

Мне было интересно посмотреть, но близких друзей я бы на этот спектакль не повела. Очень неоднозначный.

Я все время сравниваю постановку с романом. И в этом сравнении первая проигрывает. Но ведь режиссер имеет право по-своему трактовать тот или иной образ? Или нет? В случае с «Войной и мир», думаю, что нет, не имеет права. Слишком эпохальное произведение. И сжимать его до уровня спектакля не стоило.

Слишком важны именно те образы и смыслы, которые рисовал в романе и вкладывал в свое детище Лев Николаевич Толстой.

Отзыв получился длинным, спасибо, что дочитали. И если были на спектакле, обязательно прокомментируйте, мне очень интересны мнения других зрителей!