Как изменились условия труда за полвека, легко ли сейчас устроиться работать на оборонное предприятие, всем ли сотрудникам дают «отсрочку» от мобилизации — читайте в нашем интервью с Евгением Чистяковым — ветераном предприятия, начальником отдела «НИИ стали».
— Евгений Николаевич, вы уже 50 лет работаете в НИИ — огромный стаж. А как пришли сюда, с чего начинали?
— Весьма банальная история. Я закончил Бауманку, специализация: гусеничные машины. Пришёл работать по профилю — в «НИИ стали», в отдел, где разрабатывались активные способы защиты бронетанковой техники. Это было начало 70-х. Три или четыре года трудился по этому направлению, прекрасный был опыт и очень интересная работа.
— Как развивалась карьера дальше?
— Я был активным сотрудником, меня избрали сначала в бюро комсомола, затем в партбюро института. Эта общественная нагрузка отнимала много времени. Естественно, пришлось сменить основную профессию. В то время работа с информацией считалась второстепенной, вот ей я и начал заниматься. Занимаюсь и по сей день — меняются только названия и методы, а суть всё та же.
«Моей главной обязанностью был поиск актуальной научно-технической информации, её анализ и обработка. А добывать нужную информацию в те времена было непросто. Я «лопатил» библиотеки, «выбивал» подписку на специализированные валютные журналы, охотился за редкими материалами, искал и переводил публикации заграничных коллег»
Нынешнему поколению трудно представить, сколько сложностей в работе возникало на бытовом уровне. Например, нужно вам скопировать какой-нибудь документ. Одна страничка всего — но вы идёте и подаёте заявку на ксерокопирование, потом ждёте 2-3 дня, пока её возьмут в работу.
— А как живёт институт сейчас?
— Цифровизация — великое дело, тектонический сдвиг. Например, сейчас на подготовку детального обзора опытный специалист тратит несколько дней, а в «доинтернетные» времена на это уходили месяцы. Все чертежи выполняются в специальных программах, никто от руки ничего не делает. И так во всех сферах, от производственных цехов до научно-исследовательской базы. У нас техническое оснащение и автоматизация процессов на высшем уровне — это же стратегическое предприятие, госзаказы. Мы должны создавать конкурентоспособную продукцию для нужд министерства обороны, силовых ведомств.
— Сотрудникам даётся отсрочка от службы в армии, «бронь» при мобилизации?
— Да, но не на всех должностях, конечно. Только на позициях, установленных законодательством, где идёт работа по государственному заказу.
«Знаю примеры, когда работникам приносили повестки этой осенью, но на службу не отправляли, разобравшись в ситуации. НИИ бережёт ценные кадры — мы просто не можем себе позволить, чтобы производственный процесс страдал. Особенно в такие времена»
Сейчас у нас открыто несколько вакансий по линии производства — нужны опытные фрезеровщики, электрогазосварщики, слесари и другие рабочие специальности. У нас ценят профессионалов, зарплаты достойные, выше среднерыночных. Но устроиться, конечно, не так просто — профессиональные требования очень жёсткие, не говоря о тщательной проверке службой безопасности.
— У вас есть преемник, смена подрастает?
— Мне 74 года, пока здоровье позволяет работать, но и мне, и руководству пора задуматься о перспективах. Год назад под моё начало приняли грамотного молодого специалиста, но сможет ли он стать заменой — пока вопрос.
«Старый постулат «кто владеет информацией — тот владеет миром» сейчас актуален, как никогда. Но вот парадокс: технических возможностей масса, а действительно крутых специалистов, которые умеют работать с информацией и профессионально анализировать её, очень мало. Эти люди на вес золота»
Очень трудно найти хорошего маркетолога, особенно с опытом во внешнеэкономической деятельности. Меня удивляет, что при таком обилии каналов информации лишь немногие специалисты следят за трендами, охотно погружаются в матчасть, много читают. Уже несколько лет я каждую пятницу готовлю информационные дайджесты по новым разработкам и событиям, касающимся основной тематики института. Эту информацию, благодаря электронному документообороту, можно легко и быстро довести до всех сотрудников института, что я и делаю.
В нашем деле главный враг — поверхностное мышление, нежелание основательно погрузиться в тему, проверять факты. А это сейчас очень часто встречается, к сожалению. Даже у перспективных и хорошо подкованных специалистов.
Но я с оптимизмом смотрю в будущее. За полвека наш НИИ чего только не пережил — мы умеем быстро адаптироваться к новым реалиям, даже в самые нестабильные времена.
____
Евгений Николаевич, спасибо, что нашли время для беседы! Посмотреть актуальные вакансии «НИИ стали» можно в нашей базе. Кстати, на момент написания статьи там есть интересные предложения не только по производственной линии 😉